МААМ-картинки

Программа «Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа»

Наталья Алыкова
Программа «Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей.

Задачи:

- проанализировать научную литературу;

- диагностировать уровень речевого развития при составлении описательных рассказов;

-анализ работы по данной проблеме;

Публикация «Программа „Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа“» размещена в разделах

-проектирование перспективного направления, совершенствование и перестроение работы в данном направлении.

Участники проекта: учащиеся 5-11 классов.

Ожидаемые результаты:

Сформировать навыки монологической описательной речи, повысить качество речи обучающихся.

Актуальность проекта:

Переход от диалогической речи к различным формам монологической - это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение) .

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский,

А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньковская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, и др.) . Однако, до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Для обучения монологической речи детей обычно используются следующие виды занятий:

-рассказывание по картине;

-пересказ литературных произведений;

-составление описательных рассказов об игрушках, животных и др;

-составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание) ;

-составление рассказов из личного опыта;

-рассказывание по серии сюжетных картин.

Исследования последних лет (О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской) в форми-ровании связной речи исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание, опираясь на категориальные признаки текста.

Развитие речи тесно связано с успешностью обучения ребенка в школе. Особенно важно владение связной речью. Через тест “Последовательные картинки” проявляется:

-общая структура рассказа (наличие начала, середины, конца) ;

-грамматическая направленность;

-использование грамматических средств;

-звуковая сторона речи (темп, плавность, интонация) .

Этапы реализации:

1. Этап проектирования:

Научно-исследовательский этап (теоретический) .

Цель: повышение компетентности по теме: ”Развитие связной монологической речи посредством составления описательного рассказа ”.

-Изучение научной литературы (Алексеева М. М., Яшина В. И. ”Методика развития речи ”, Бородич А. М. (1984, Ушакова О. С., Струнина Е. М. ”Методика развития речи ”, Бондаренко А. К. ”Дидактические игры в обучении”, Ушакова О. С. ”Развитие речи школьников”, Цейтлин С. Н. ”Язык и ребенок. Лингвистика детской речи” и др.) .

- Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации) .

- Создание предметно-развивающей среды.

2. Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический) .

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

-отбор материала;

-анализ методов и приемов (занятия, дидактические игры и упражнения, среда, проблемные ситуации, выставки и т. д.) ;

-планирование, распределение материала;

-работа с родителями.

3. Промежуточный результат:

Информационно-диагностический этап (аналитический) .

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

-карты наблюдения педагогического процесса;

-сравнительно-педагогический анализ уровня речевого развития.

4. Срок исполнения.

В течение 2017 - 2019 гг.

Стратегия и тактика проектных действий:

1. Научно-исследовательский этап:

1.1. Психолингвистические аспекты развития монологической речи.

Психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности и выделяют несколько этапов:

-ситуативная речь;

-контекстная речь;

-осознание собственной речи;

-вычленение компонентов речи;

-диалогическая речь;

-монологическая речь.

Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок.

В начале ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, так как именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Владение связной монологической речью - одна из задач речевого развития школьников. Её успешное развитие зависит от многих условий:

-речевая среда;

-социальное окружение;

-семейное благополучие;

-индивидуальные особенности личности;

-познавательная активность ребенка и т. п

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтоб связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того необходимо уметь строить простые и сложные предложения, и подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания школьников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и осуществляется в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

1.2. Описание как тип монологической речи.

Описание-это специальный текст, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.

Такому типу высказывания, как описание, уделяется особое внимание.

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? Чем) .

2. Творчески-продуктивный этап.

2.1. Составление описательного рассказа посредством использования схем-моделей в развитии монологической связной речи.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других учеников, особенно если они очень несовершенны. Наиболее сильно эти трудности проявляются в обучении детей с общим недоразвитием речи.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое значение я уделяю выбору мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит ее результат.

На первом этапе я обучаю детей составлению описательного рассказа, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Использую эти схемы не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов. Но если продолжать использовать подобные схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается интерес, во-вторых, не происходит развитие умения самостоятельного логичного и последовательного описания предмета. С другой стороны, отказ от схемы приводит к тому, что дети начинают очень затрудняться в составлении описательного рассказа.

Поэтому, на следующем, втором этапе обучения составлению описательного рассказа, я продолжаю использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. И здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение : дети сами определяют последовательность изложения,

подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляем схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют отличительные признаки и предлагают, как их обозначить. Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа.

На третьем этапе я предлагаю детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему (“Моя любимая игрушка”, “Моя мама”, “Мой выходной день” и т. д.)

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.

2.2. Методы и приемы работы по овладению связной речью школьников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами, .Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего школьного возраста применяю реже, т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.)

.Среди словесных методов выделяю в основном те, которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях использую метод рассказа педагога и метод беседы.

Каждый метод представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. В работе с учащимися, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии я широко применяю разнообразные приемы развития речи :

-речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;

-повторение (практикую повторение материала педагогом, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение) ;

-объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов) ;

-словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов);

-вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие) .

На одном занятии обычно применяю комплекс приемов, среди которых использую и косвенные приемы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

2.3. Планирование работы с детьми.

Планирование работы с обучающимися по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:

-воспитывающий характер обучения.

Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание, развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.

-доступность материала.

Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

-системность обучения.

Предполагает усложнение материала от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

-систематичность.

Любое обучение должно проходить регулярно, только тогда будет достигнут результат.

3. Информационно-диагностический этап.

3.1. Результативность работы.

Обследование связной речи проводилось по методике, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института образования и семейного воспитания РАО.

Выявление умения описывать предметы, составлять описание проводилось по следующим критериям:

1. Опиши предмет. Расскажи, какой он, что с ним можно делать.

1) Ученик самостоятельно описывает предмет;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ) ;

2) перечисляет качества и действия;

Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соответствие ответов под № 1, ученик получает три балла; если ответы соответствуют № 2, то ученик получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом, были выявлены уровни речевого развития :

9 и более баллов -высокий уровень;

6-8 баллов -средний уровень;

3-5 баллов -уровень ниже среднего;

менее 3 баллов -низкий уровень.

В обследовании принимали участие учащиеся 54 класса (27 чел. по списку. Сентябрь 2015 года).

Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:

с высоким уровнем речевого развития- выявлено( 25%) ;

-со средним уровнем речевого развития- выявлено( 35%) ;

-уровнем ниже среднего - 29%;

-низкий уровень у 3 детей, составляющих 11%.

По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению связной монологической речи учащихся посредством составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, применением различных методов и приемов.

После чего было проведено повторное обследование (март 2016).

Анализируя полученные данные было выявлено следующее:

-с высоким уровнем речевого развития- 30 % учащихся класса ;

-со средним уровнем выявлено - 46%;

-уровнем ниже среднего обладают 3 детей, составляющих 17%;

-низкий уровень - 7 %

Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования, следует вывод: учащиеся постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е., называют признаки, и действия, рассказывают по вопросам педагога и высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 24% детей находятся ещё на низком уровне речевого развития.

3.2. Заключение.

Таким образом, считаю использование схем - моделей заметно облегчает школьникам овладение связной речью, так как наличие зрительного плана делает высказывания более четкими, связными и последовательными.

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку школьников. -М., 1997.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в процессе обучения. -М., 1985

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей школьного возраста. -2-е изд. -М., 1984.

4. Гербова В. В. Развитие речи. -М., 2005.

5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей школьного возраста с общим речевым недоразвитием.

6. Развитие речи и речевого общения под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1995.

7. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей школьного возраста. -М., 2004.

8. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -М., 2000.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию в форме составления описательного рассказа по картине «Весна пришла» в средней группе Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна». Цель: закрепление знаний о признаках весны. Задачи: Образовательные: Уточнить и обобщить.

Конспект составления описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа) Цель: Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины. Задачи. - Активизация словаря. - Учить детей более точно характеризовать.

Конспект занятия по музыке (развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи) Конспект занятия по музыке Тема: "Сказочное приключение" Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет Цель:Развитие связной,.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Кораблик» Сообщение из опыта работы «Развитие связной.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления интеллект-карт Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление интеллект - карт. Формирование связной речи является одной из.

Тренинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр» Треннинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 23:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алыкова (УИ 1138439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД