Мария Платонова
Инновационные технологии музыкального воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.
Публикация «Инновационные технологии музыкального воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Игровое творческое развитие ребёнка, его природные и музыкальные способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Мы знаем, что существуют музыкальные методы и приёмы, которые мы можем спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками. А сейчас я хочу познакомить вас, с некоторыми инновационными технологиями, которые я применяю в работе с детьми.
Современный метод моделирования музыкального языка позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки и их отношения. Отношения могут быть: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов.
Сейчас мы с вами посмотрим приём, который называется свободное модулирование музыкальных инструментов, т. е дети сами выбирают или из того, что есть, чем озвучивать тот или иной фрагмент.
ИГРА-СКАЗКА К. ОРФА «ПРИШЛА ВЕСНА».
Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.
ДИАНА - МЕТАЛЛОФОН
Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!
ЗАХАР – ГУБНАЯ ГАРМОШКА
Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.
Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.
АРТЁМ АХМ. - БАРАБАН (БЫСТРО)
Серёжа посмотрел на кочку: это была норка крота, и в неё заползал дождевой червяк.
ВИКА Ш. - КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО)
Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры.
ЗАХАР - ПОСКРЕСТИ КОРПУС ГУБНОЙ ГАРМОШКИ
Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны
АРТЁМ АХМ. - ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА
и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы, они были похожи на маленькие солнышки.
ДИАНА - МЕТАЛЛОФОН
Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа. И он нарвал для мамы цветов.
ВИКА А. - КОЛОКОЛЬЧИК
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
ЛИЗА и РУСЛАН - ТРЕУГОЛЬНИК
И каждый раз, когда Серёжа смотрел на цветы, он вспоминал, что пришла весна.
ДИАНА - МЕТАЛЛОФОН
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
Такие игры через все тело, дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Заходите в гости
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Со слов «Вот мы топнем.» начинается игра-команда (дети самостоятельно двигаются в соответствии с текстом). Интонация произнесения текста взрослым, темповые и динамические изменения играют очень важную роль - они помогают детям искать соответствующее отражение в движении, пластике.
• Чередование в игре умеренного и активного движения учит детей контролировать свои эмоции.
• Игра активизирует внимание.
Чисто в домике у белки
(обвести взглядом воображаемою комнату,
Дети вымыли тарелки
(чередуя руки, круговыми движениями потереть ладошки друг другу).
Мусор вымели во двор
(«тряхнуть пыль» с руки от плеча до запястья).
Палкой выбили ковер
(выставленная вперед левая рука - «ковер», правой имитировать выбивание ковра).
Постучался почтальон
(постучать кулаком правой руки в ладонь левой) —
Благородный старый Слон
(расставить ноги и медленно покачаться из стороны в сторону).
Вытер ноги о подстилку
(движения по тексту):
Распишитесь за «Мурзилку»
(«писать» на спине соседа).
Это кто стучится в двери
(постучать кулаком правой руки в ладонь левой!
Это мошки
(вращательные движения любым пальцем,
птички
(руками изображать взмах крыльев,
звери
(показать ушки зайчика).
Вытирайте ножки, дорогие крошки.
Мы не станем здесь скучать –
Будем танец танцевать!
(Хлопать в ритме текста.)
Вот мы топнем одной ножкой
(движения по тексту,
Топ-топ-ТОП, топ-топ-ТОП.
А теперь другою ножкой:
Топ-топ-ТОП, топ-топ-ТОП.
И присядем, и привстанем –
Повторим еще разок,
Топнем правой пяткой дважды
Топнем левой пяткой дважды
И вперед - на носок!
И назад - на носок!
Мы попрыгаем все вместе
И покружимся на месте.
Встанем друг напротив дружки,
Встанем в пары - и потом
Обойдем-ка мы друг дружку
Мелким маленьким шажком.
Вот идем все в центр круга,
Крикнем в центре круга: «Хей!»
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
Пальчиковые игры:
развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
«предвосхищают» сознание, его реактивность (из-за быстроты смены движений);
повышают общий уровень организации реб нка.
направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
ПОРОСЯТА
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. (1)
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные пальцы
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние пальцы (1)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные пальцы (1)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие пальцы (1)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
Элементарное музицирование.
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с музыкальными инструментами развивает:
музыкальность,
тембровый слух,
тонкость восприятия,
ассоциативность,
художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели.
Песня «Веселый музыкант» с оркестром
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний;
- обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске;
Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении.
Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
ЛИТЕРАТУРА
Баренбойм Л. А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М. -Л. 1970г. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель». – М. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004г. №1с. 9-25, №2с. 18- 33, № 4 с. 29-41, №5 с. 23-28. № 6с. 9-14. Буренина А. И. «Коммуникативные танцы – игры для детей»-С-П. Ленинградский областной институт развития образования. 2004г. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». – М: Просвещение. 1983г. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141