Вера Юрьевна Костычева
Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности логопеда. Логопедический куб
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь новых технологий и методов реализации процессов обучения и воспитания. Качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций.
За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
Публикация «Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности логопеда, Логопедический куб» размещена в разделах
К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только после 4,5 - 5 лет, и самыи значимыи для развития речи ребенка возраст трех лет – оказывается упущенным.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками:
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.
Каково же значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Как же используются игры в логопедической работе?
Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.
Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой дидактической разработки легла многозадачность игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшей и подготовительной группы с ТНР, которые используются в игре с логопедическим кубом. Количество игр, которые возможно организовать с применением такого дидактического пособия, не ограничено. Предложенные воспитанникам задания с данным тренажёром – кубом увлекательны, способствуют развитию внимания, мышления, воображения; развивают артикуляцию, мелкую моторику, речевое дыхание.
Далее будут представлены авторские разработки, апробированные на практике игры, а также игры уже представленные в современной методической литературе.
Игры направленные на развитие мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики
Игры направленные на развитие и активацию словаря.
Игры направленные на развитие грамматического строя речи.
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи. [/b]
Игры направленные на развитие связной речи
Список использованной литературы:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
4. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.-С. 8-10.
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
6. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
7. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
8. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
9. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
10. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000.
11. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
12. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997.
13. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
14. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
15. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. -2006.-№7.-С. 54-57.