Наталья Прудиус
Опыт работы по использованию инновационных технологий в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в группе № 2:
Публикация «Опыт работы по использованию инновационных технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах
1. Развивающие технологии : в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Воспитатели группы прошли обучение по использованию технологии ТРИЗ. Разработаны карточки "Расскажи-ка" для составления рассказов по основным темам.
2. Информационные технологии : использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. В группе имеется компьютер, на котором собрана подборка обучающих анимационных фильмов из серии "Уроки тетушки Совы", а также познавательные мультфильмы "Фиксики", "Уроки безопасности с Геннадием Паровозовым" и др.
3. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. В группе создан уголок экспериментирования.
Наш уголок опытно– экспериментальной деятельности состоит из 3 зон:
1 зона – мини - лаборатория.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
• Специальная посуда (разнообразные ёмкости, сито, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
• Природный материал (камешки, песок, семена и т. п.);
• Прочие материалы: это приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, и др.);
• Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, спринцовки, пипетки и др.);
• Мир материалов (виды бумаги, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы);
• Есть в уголке экспериментирования материалы, которые распределены по блокам:
• «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т. е. материалы для изучения свойств воды);
• «Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д. ,т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
В мини - лаборатории находятся всевозможные коллекции:
Коллекции семян;
Коллекция ракушек;
Коллекция камней.
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, камней.
Здесь же находятся карты наблюдений за ростом растений, дневник наблюдения за природой, картотека опытов и экспериментов с водой, воздухом и песком, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений мы дополнили уголок природы комнатными растениями. Мы оформили паспорта растений. Опыт показывает, что такие паспорта очень удобны для работы, так как воспитателям не приходится постоянно искать информацию в разных литературных источниках, и дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями. Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.
2 зона - наша игротека.
В игротеке находятся экологические игры, лото. Имеются игры по валеологии. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
3 зона - «Огород на окне».
На окне был обустроен огород (ранняя весна). Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
4. Личностно-ориентированные технологии : цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. Наша педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;
- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
- слушаю детей внимательно и уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;
- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;
- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;
- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;
- знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;
- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.