Татьяна Лазутина
Для педагогов — психологов. Конспект родительского собрания с родителями воспитанников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание для родителей детей раннего возраста
«Особенности адаптационного периода»
План.
I. Вводная часть
II. Основная часть
1. Рекомендации по адаптации.
2. Особенности детей раннего возраста.
- Кому принадлежит ведущая роль в развитии детей раннего возраста.
- Задачи и средства воспитания.
- Особенности познания в раннем возрасте, страхи.
3. Показ игр и книг по сенсорике для детей раннего возраста.
III. Заключительная часть
Заполнение анкет
I. Вводная часть
Упражнение 1 «Связующая нить»
Публикация «Для педагогов — психологов, Конспект родительского собрания с родителями воспитанников раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2015
Задачи: знакомство членов группы друг с другом; создание благоприятного эмоционального климата.
Материалы: клубок ниток.
Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники — единое целое.
Упражнение 2 «История имени ребенка»
Задачи: знакомство
Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя — жизнерадостный.
Упражнение 3 «Поменяйтесь местами те …»
Задачи: объединение членов группы друг с другом по средствам схожих внешних, физиологических и поведенческих особенностей детей раннего возраста;
Материалы: стулья составленные кольцом по числу участников.
Рефлексия
Что вы сейчас чувствуете?.
Из невысказанного ребенком
Как хочется, чтобы меня всегда понимали,
я знаю, что плохо говорю и неправильно произношу странные звуки «Р», «Ш». Все улыбаются, но никто не может понять, как грустно мне в этот момент, ведь я старался, наверное, зря. Так и хочется кричать и плакать: помогите мне, поймите же меня. И меня жалеют и успокаивают, но не понимают. |
Психологи отмечают важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка. Е. О. Смирнова отмечает:
Е. О. Смирнова: |
«Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей» |
На привыкание может потребоваться до полугода, поэтому рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
Существуют разные степени адаптации: легкая- 2-4 недели, средняя, тяжелая и очень тяжелая.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты без меня скучаешь, Что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. У тебя все получится». Разработайте с малышом несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпускать вас. Не нужно прощаться долго, но нужно прощаться очень доброжелательно, не обвиняя, что ребенок плачет, так же важно сказать точно, когда вы придете, не обманывая его.
Режим дня должен строго соблюдаться, иначе малыш будет заболевать от переутомления, кладите его спать вовремя. В период адаптации отмените различные походы в гости в позднее время, вечерами будьте только с малышом и уделяйте ему больше времени.
Чем лучше ваши отношения будут с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. Не обсуждайте недостатки д. с. в присутствии детей, делайте это без него. Пропейте витамины, которые назначит вам детский врач в период адаптации.
В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает ребенку все условия: состояние здоровья, тепло, ласку и информацию для ума. Необходимо ровное доброжелательное отношение. Должно быть единство требований со стороны взрослых, правила всегда четкие и связанные с действием – только в этом случае они их усваивают. (например, после улицы сразу мыть руки, нельзя это нарушить).
Дети раннего возраста легко внушаемы - им передается настроение окружающих (если дома раздраженный тон, ребенок тоже начинает страдать и капризничать).
Нельзя в этом возрасте дразнить - это воспринимается серьезно и остается в виде комплексов на всю жизнь.
Запретов должно быть мало и всегда они должны быть одни и те же (не подходить к открытому окну, не подходить к горящей плите).
Помните, все дети очень разные, с разными темпераментами, кто- то делает быстро, кто-то медленно, одни идут на контакт легко, другие - трудно, будьте снисходительны, не сравнивайте их с другими, для вас они должны быть лучшими, всегда.
Поощряйте самостоятельность. Дети никогда не капризничают в этом возрасте просто так, тем более их нельзя за это наказывать, (они либо устали, хотят пить, есть, спать, полежать с вами, но, к сожалению, не могут этого объяснить.) |
2. Каковы задачи и средства воспитания?
Упражнение 1 «Мозговой штурм»
Задачи: активизация родителей, .
Материалы: ватман, маркеры разных цветов.
Физическое: - соблюдение режима дня (как в д. с.);
-давать возможность активно двигаться (движение для них это развитие и здоровье).
Умственное: основное - развивать восприятие, дети в этот период много чувствуют: (яблоко-какое красное, вкусное, душистое, твердое, гладкое, катится, к щеке положить: приятное, попробуй)
Родителям важно показывать детям мир, например, идя с ребенком домой, обращать внимание на то. что окружает нас, мимо чего мы уже давно проходим равнодушно, привычно, не замечая. Это непросто, т. к. от родителей требуется такая же открытость, присущая детям. Нужно удивляться всему знакомому: «Видишь, рябина уже потеряла все листочки, а ягоды красные, вкусные остались. Прилетят зимой птички, поклюют и будут сыты».
Развивающая работа в этом возрасте направлена на всестороннее развитие-, это мир предметов, людей, отношений. Происходит постепенное усвоение сложных вещей. Исключение составляет речевое развитие. Данный период является основным для развития речи — сенситивным, особо чувствительным. Ребенок именно в этом возрасте усваивает речь. Необходимо поощрять любые попытки ребенка заговорить. Взрослый должен всегда отвечать на вопросы ребенка, даже, если он их задал жестом.
Не нужно перегружать своего малыша информацией, особенно со стороны телевидения, интернета, после этого у детей ухудшается сон, им становится страшно, а объяснить причину своего дискомфорта они не могут.
В раннем возрасте «разлука с мамой» является основным страхом - сильнейшей эмоциональной реакцией, возникающей при испуге. У малыша еще не окрепла нервная система, отсутствует жизненный опыт, а представления о мире только, только начинают складываться. Очень важно в этот временной период создать такую атмосферу, чтоб малыш чувствовал уверенность и спокойствие. Взрослый должен предвидеть «нештатную» ситуацию - прогнозировать, стараться не допускать нежелательных пугающих моментов.
Запомните: если взрослый будет демонстрировать ребенку свой испуг, эмоционально усиливая тем самым воздействие на него, то малыш не научится осторожности - он научится всего бояться. Взрослый «обучает» ребенка в конкретной ситуации. Собаки не следует бояться - ее надо опасаться. Не надо ничего бояться, если рядом мама и папа и если все делать так, как делают они. Не стоит пугать малыша Дюдюкой, стариком с мешком. Ведь ему так трудно разобраться в этом огромном мире, и так легко испугаться.
III. Заключительная часть
УПРАЖНЕНИЕ 3
Погружение в детство Ведущий:
Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство — в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза. |
— Удалось ли окунуться в детство?
— Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
— Что для вас значит «надежное плечо»?
— Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
— Что хотелось сделать?
Заполнение анкет
(см. приложение)
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дата ___
Закончите, пожалуйста, предложение:
1. Во время собрания я понял (а, что…
___
2. Самым эффективным считаю…
___
3. Для себя я сделал (а) выводы…
___
4. Считаю время, проведенное на этом мероприятии…
___
5. Мне не понравилось…
___
6. Мне очень понравилось…
___
7. На следующей встрече я хотел (а) бы…
___
Спасибо!
С уважением, педагог – психолог Лазутина Т. М.