Набиева Мухарам
Инновационные подходы развитие речи детей дошкольного возраста посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Эффективность наглядного материала, схемы позволяют использовать их в работе по обучению связной речи детей.
Темочки:
Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)
Считается, что метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании дошкольников.
В разных видах деятельности дошкольника есть одна общая сторона, которая представляется исключительно важной с точки зрения развития детского мышления. Ее суть: все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер.
Метод моделирования разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода лежит принцип замещения.
Задача воспитателя – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников.
Метод эффективен тем, что опора на модели развивает у детей умения точно, последовательно, грамматически связно пересказывать рассказы, сказки, также способствует формированию связной речи у детей, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; развивает умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Воспитатель может провести работу по технологии моделирования от простого к сложному: при составлении описательного рассказа знакомить детей с приёмом мнемотехники, с постепенным усложнением; знакомить их со значением символов; уметь составлять отдельные предложения по каждому символу; составить целый связной рассказ.
Также при составлении повествовательного рассказа можно проводить беседу по прочитанному произведению, выбирать предметные пиктограммы и составлять предложения, а в конце можно использовать итоговое рассказывание по мнемотаблице.
Известно что, демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей.
Схемы и модели служат воспитателю дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, в пересказах художественного произведения, при отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихов и т. д.
В ходе использования приема наглядного моделирования оно может стать результативным методом, если знакомить детей с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) здесь выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, планы и условные обозначения, используемые в них.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы я использую в совместной деятельности с детьми для: заучивания стихов, загадок, пословиц, пересказа текстов, составления описательных рассказов, составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине, в речевых играх, в словесно-дидактических играх, в упражнениях со схемами и моделями, составления их вместе с детьми, для чтения художественных произведений, в беседах.
Последовательность такой работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (или сказки) задается воспитателем; конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в оформлении героев рассказа; ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема; ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Для наиболее эффективного результата также можно проводить родительские собрания; консультации.
В непосредственно - образовательной деятельности воспитатель может использовать рассказывание сказки «Репка»; пересказ сказок «Нахутак», «Цветик – семицветик», «Три медведя»; придумывание сказки «Путешествие цыпленка»; составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».
Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми, совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. / А. Г. Арушанова. М. : Мозаика-Синтез, 2004. 272 c.
2. Программа воспитания, обучение и развития детей дошкольного возраста «Рангинкамон». – Душанбе, 2013. 125 с.
3. Бизикова О. С. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определения, таблицах и схемах. Учебное пособие. / О. С. Бизикова Нижневартовск. 2014 – 92
4. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста / Т. А. Репина. Вопросы психологии. - 1959. - № 1.
5. Государственный стандарт дошкольного образования в Республике Таджикистан: Решение Правительство Республики Таджикистан от 2.07.2009 №388 Душанбе
6. Т. А. Лира Речевое развития дошкольников с использованием моделей. / Учебное пособие для воспитателей / Лира Т. А., Мельник Е. И. 3-е издание Мозырь: Содействие: 2008. – 100 с.