Лучший педагог года

Инновационные подходы развитие речи детей дошкольного возраста посредством моделирования

Набиева Мухарам
Инновационные подходы развитие речи детей дошкольного возраста посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Эффективность наглядного материала, схемы позволяют использовать их в работе по обучению связной речи детей.

Публикация «Инновационные подходы развитие речи детей дошкольного возраста посредством моделирования» размещена в разделах

Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Считается, что метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании дошкольников.

В разных видах деятельности дошкольника есть одна общая сторона, которая представляется исключительно важной с точки зрения развития детского мышления. Ее суть: все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер.

Метод моделирования разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода лежит принцип замещения.

Задача воспитателя – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников.

Метод эффективен тем, что опора на модели развивает у детей умения точно, последовательно, грамматически связно пересказывать рассказы, сказки, также способствует формированию связной речи у детей, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; развивает умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Воспитатель может провести работу по технологии моделирования от простого к сложному: при составлении описательного рассказа знакомить детей с приёмом мнемотехники, с постепенным усложнением; знакомить их со значением символов; уметь составлять отдельные предложения по каждому символу; составить целый связной рассказ.

Также при составлении повествовательного рассказа можно проводить беседу по прочитанному произведению, выбирать предметные пиктограммы и составлять предложения, а в конце можно использовать итоговое рассказывание по мнемотаблице.

Известно что, демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей.

Схемы и модели служат воспитателю дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, в пересказах художественного произведения, при отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихов и т. д.

В ходе использования приема наглядного моделирования оно может стать результативным методом, если знакомить детей с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) здесь выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, планы и условные обозначения, используемые в них.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы я использую в совместной деятельности с детьми для: заучивания стихов, загадок, пословиц, пересказа текстов, составления описательных рассказов, составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине, в речевых играх, в словесно-дидактических играх, в упражнениях со схемами и моделями, составления их вместе с детьми, для чтения художественных произведений, в беседах.

Последовательность такой работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (или сказки) задается воспитателем; конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в оформлении героев рассказа; ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема; ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Для наиболее эффективного результата также можно проводить родительские собрания; консультации.

В непосредственно - образовательной деятельности воспитатель может использовать рассказывание сказки «Репка»; пересказ сказок «Нахутак», «Цветик – семицветик», «Три медведя»; придумывание сказки «Путешествие цыпленка»; составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми, совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. / А. Г. Арушанова. М. : Мозаика-Синтез, 2004. 272 c.

2. Программа воспитания, обучение и развития детей дошкольного возраста «Рангинкамон». – Душанбе, 2013. 125 с.

3. Бизикова О. С. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определения, таблицах и схемах. Учебное пособие. / О. С. Бизикова Нижневартовск. 2014 – 92

4. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста / Т. А. Репина. Вопросы психологии. - 1959. - № 1.

5. Государственный стандарт дошкольного образования в Республике Таджикистан: Решение Правительство Республики Таджикистан от 2.07.2009 №388 Душанбе

6. Т. А. Лира Речевое развития дошкольников с использованием моделей. / Учебное пособие для воспитателей / Лира Т. А., Мельник Е. И. 3-е издание Мозырь: Содействие: 2008. – 100 с.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы развитие речи детей дошкольного возраста посредством моделирования
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 19:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы развитие речи детей дошкольного возраста посредством моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Набиева Мухарам в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД