Крылова Татьяна
Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Публикация «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Изменения в социально – экономической, политической и духовной сферах общества, происшедшие в конце XX – начале ХХI века, привели к резкому снижению воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Нарушилась преемственность поколений, и прежде всего, в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, их физическим здоровьем, проблема формирования нравственного здоровья отошла на второй план. Не случайно, сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.
В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, которая обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г. №751, система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Социолог Е. И Пронина отмечает: «Патриотизм сегодня неотъемлемая составляющая любого современного государства, заботящегося о своей целостности, устойчивости и благополучии. Такое государство обязательно ставит задачи воспитания любви к Отечеству, преданности ему».
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребёнка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение боевых и трудовых подвигов. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – всё это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитывать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получать новые знания, наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов с интеграцией в различных образовательных областях. Интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию его (окружающего) на основе деятельностного подхода, в конечном счёте, способствует развитию личности каждого ребёнка. Использование метода проектов в музыкально - эстетическом воспитании дошкольников рассматривается как педагогическая инновация, так как в его основу заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Имея в основе личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить отношение к Родине, её защитникам, родному городу, природе, к истории и культуре страны, к самому близкому человеку – любимой маме помогает прослушивание музыкальных произведений («Гимн РФ»,муз. А. Александрова, «Серпухов – милый город», муз. С. Бакурова, «Времена года", муз. П. И. Чайковского и А. Вивальди, исполнение песен («Город детства», муз. В. Алексеева, «Моя Россия», муз. Г. Струве, «Хорошо нам рядом с мамой», «Бравые солдаты», «Вечный огонь», муз. А. Филиппенко, знакомство с народной музыкой («Наша хохлома», «Гжельские узоры», муз. Ю. Чичкова)
и т. д. Выразительность музыкального языка помогает раскрыть содержание каждого произведения. Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Изучив методическую литературу: Н. А. Кочкиной «Метод проектов в дошкольном образовании», Т. В. Хабаровой «Педагогические технологии в дошкольном образовании», Л. В. Беляевой, Т. Д. Пашкевич, «Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми» я определила для себя, что использование проектной деятельности, как части комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса, позволит решить проблему патриотического воспитания в ДОУ.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе., способствует объединению нашего народа, но в то же время для наших детей это далёкая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времён, семейная нить прервётся. Учитывая дефицит знаний старших дошкольников относительно освобождения родного города от немецко – фашистских захватчиков, участия старших членов семьи в Великой Отечественной войне, был разработан проект «Мы помним!», который позволил систематизировать знания детей, способствовал развитию познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, создавал предпосылки поисковой деятельности. Целью проекта стало воспитание патриотических чувств детей, закрепление знаний о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись.
Исходя из целей, были сформулированы следующие задачи: воспитание любви к родному городу, интереса к его героической истории, чувства гордости, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, развитие представления о выразительных возможностях музыки, её способностях отражать явления жизни. В ходе проекта был проведён цикл тематических и интегрированных музыкальных занятий : «Песни грозовых дней», «Бронзовый солдат», знакомство с песней «Священная война», «Два музыкальных произведения о войне», музыкальная гостиная «Песни с которыми мы победили». Проведены консультации для родителей: «Как рассказывать ребёнку о войне», «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки». Организованы выставки детских рисунков: «Пусть всегда будет солнце!», «Над нашим городом салют», фотовыставка «Они сражались за Родину», конкурс поделок совместно с родителями «Цветы в подарок ветерану». В каждой группе оформлены папки – передвижки, созданы мини - музеи семейных реликвий «Никто не забыт, ничто не забыто!». Дошкольники посетили музей боевой славы Московского областного гуманитарного колледжа, совершили экскурсию к вечному огню, приняли участие в акции «Вахта памяти». Итогом всей работы стал праздник «Гордимся, помним!», поздравление – концерт «Согреем памятью сердца», изготовление с ветеранами панно, посвящённого Дню Победы,
Характерной особенностью проекта является вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети);
нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых, полнота
и разнообразие видов направленной деятельности;
не регламентированность количества мероприятий и их продолжительность (Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня);
тесное взаимодействие музыкального руководителя, воспитателей и
родителей.
Подводя итоги, следует отметить, что реализация данного проекта
способствовала расширению знаний детей о Великой Отечественной войне, героизме защитников родного города, посредством раскрытия образов в художественной литературе, музыке, живописи, игровой деятельности; осознанию доброго, уважительного и заботливого отношения к ветеранам, труженикам тыла; гармонизации детско – родительских отношений; развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной, игровой, продуктивной деятельности; привлечению к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды.
Итак, использование метода проекта в патриотическом воспитании дошкольников помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьёй позволяет добиться наибольших результатов.
Список литературы
1. Алёшина, Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] /Н. В. Алёшина, - М. ЦГЛ, 2008г.
2. Аверина, М. С., Букреева, Л. А. Интеграция разных видов детской творческой деятельности. [Текст] / М. С. Аверина, Л. А. Букреева, – М., 2011г.
3. Беляева, Л. В., Пашкевич, Т. Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми. [Текст] / Л. В. Беляева, Т. Д. Пашкевич, – Волгоград, 2012г.
4. Кондрыкинская, Л. А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] /Под ред. Л. А. Кондрыкинской, - М: ТЦ Сфера, 2005г.
5. Кочкина Н. А., Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. [Текст] / Н. А. Кочкина, – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.
6. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико – ориентированный проект [Текст] /авт. – сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева, – Волгоград: Учитель, 2013г.
7. Хабарова Т. В., Педагогические технологии в дошкольном образовании.
[Текст] / Т. В. Хабарова, ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г. 8. Ценарёва, Н. Н. Салют, Победа! Методическое пособие по
патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста [Текст]
/Под ред. Н. Н. Ценарёвой, - Саратов, 2009г.