Марина Юрьева
Инновационные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России происходит модернизация системы образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования : появляются инновационные подходы к организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, расширяется диапазон организации всех видов деятельности детей : игровой, творческой, конструкторской, исследовательской.
Публикация «Инновационные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая, то именно в этой области необходимо использовать все имеющиеся и постоянно появляющиеся инновационные подходы к её организации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения игра занимает особое место. Мир игры доступен детям всех возрастных периодов дошкольного детства, в играх дети могут исполнить любой замысел взять на себя любую роль. Игры дают возможность детям почувствовать себя сильными, смелыми, важными, нужными. В свои игры дети стараются внести всё самое важное и интересное для них, играя, они моделируют окружающую действительность, мир взаимоотношений со взрослыми [4].
Основным назначением игровой деятельности детей дошкольного возраста является содействие подготовки к их дальнейшей деятельности. Основной структурной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берёт на себя ребёнок. В процессе игровой деятельности ребёнок стремиться воспроизвести отношения взрослых в общественной, трудовой и личной жизни [2].
Довольно длительное время в практике и теории дошкольного воспитания преобладал узко-дидактический подход к игре и игровой деятельности, как к свободной деятельности детей дошкольного возраста, развивающейся по их собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игр, обеспечение их игровым материалом и оборудованием. Дошкольные образовательные учреждения всегда придерживались учебной модели организации деятельности детей, т. е. на первом месте все время оказывались занятия, и времени на игру у детей почти не оставалось [1].
В настоящее время актуальность грамотной организации игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что современная детская действительность перенасыщена различного рода информацией, получаемой детьми через Интернет и телевидение. К сожалению, дети ещё не способны понимать то, что данная информация носит пассивный, развлекательный характер. В связи с чем, одной из важных задач обучения современных дошкольников является развитие умения самостоятельно оценивать важность информации и отбирать нужный материал. Развивать подобное умение помогает игровая деятельность, организованная посредством инновационных подходов, основными среди которых являются следующие:
создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр по гендерному признаку;
обеспечение условий изолированности элементов игровых зон;
обеспечение возможности трансформации игрового пространства самими детьми;
обогащение жизненного опыта детей полезной, современной и актуальной информацией, которая может быть реализована в самостоятельной игровой деятельности детей;
использование инновационных интерактивных форм организации игровой деятельности детей : сенсорная комната, интерактивный пол, SMART Table (интерактивный стол, интерактивные доски, планшеты и панели;
использование квест-технологий;
формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности [3].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что игровая деятельность есть и будет необходимой составляющей жизнедеятельности каждого ребёнка. А какой результат она привнесёт в развитие ребёнка, будет зависеть от того, каким образом она будет организована в дошкольном образовательном учреждении.