МААМ-картинки

Инновационные методы работы по сохранению адыгейской культуры и языка в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Сусана Пшедаток
Инновационные методы работы по сохранению адыгейской культуры и языка в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Кто позабыл родной язык

Тот и от матери отвык:

Он ласкою не может нежной

Порадовать утешить мать,

Себе на всей земле небрежной

Не может радость отыскать.

Мурат Паранук.

Слова адыгейского поэта заставляют задуматься: насколько важно знать свой родной язык.

В нашем современном мире в адыгейских семьях, особенно молодых, перестали общаться на родном языке, поэтому детям легче разговаривать на русском языке. Отсутствие языковой среды приводит к потере истории своего народа, связи с предками. И чтобы восстановить связь времен надо обязательно помнить слова В. В. Путина в приветствии участникам форума 21 марта 2019 года о проблеме сбережения языков коренных народов имеющих, без преувеличения, общемировое значение. О том, что язык, самобытные традиции, хозяйственный уклад коренных жителей является нашим общим достоянием, формирует культурное, этническое многообразие и истинное богатство России.

Темочки:

В рамках реализации государственной программы Республики Адыгея «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы разработаны и изданы : методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Мы прививаем любовь к родному языку, развиваем желание говорить по – адыгейский, расширяем знания детей при ознакомлении с национальной культурой, бытом, традициями, обычаями. Ребенок с пеленок начинает прислушиваться к звукам родной речи, повторяет их в след за взрослыми и постепенно вникает в их смысл. Первыми произведениями, с которыми мы знакомим детей, являются колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки. Знакомя детей с той или иной сказкой, мы не только доставляем им радость, но и доводим до их сознания главную идею произведения.

В старших группах продолжаем знакомить с адыгейской детской литературой – неотъемлемой частью многонациональной российской литературы. Она впитала в себя самобытные и яркие традиции устно-поэтического творчества адыгского народа.

Непосредственно читаем детям рассказы, стихи: Джахфара Чуяко, Паранук Мурата, адыгейские сказки «Шапка небылиц», Тлехусеж Хаджеретбии «Хэта анахь лъэшыр». С нетерпеньем ждём новые номера «Жъогъобын», «Родничок».

Детям старшей группы нравиться решать кроссворды, упражнение на логическое мышление. Следим за необыкновенным творчеством Аси Евтых. Которая создаёт неповторимые национальные костюмы, украшения на оружие в современном стиле. Ее творчество воспитывает уважительное отношение к труду, вызывает восхищение мастерство человеческих рук. О прекрасных черкешенках слагали стихотворения великие поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Они в своих произведениях отразили красоту нашего края, бесстрашие джигита, об уважении к старшим. Иван Грозный породнился с кавказским родом, взяв в жены красавицу - черкешенку. Разработали интересный конспект «Прелестные черкешенки». Заучиваем стихотворения адыгейских поэтов, слушаем адыгейские народные сказки, используя хрестоматию «Тызэгъусэу тежъугъадж», «Дышьэ кон». Организуем в своей библиотеке выставки любимых журналов, книг. В проект «Мой любимый город» вошли такие экскурсии: в дом культуры, городскую библиотеку, читальный зал, школы, почту, редакцию газеты «Единство», автостанцию, поликлинику, музыкальную школу, пожарную часть, к магазинам, новостройкам. Посещаем музей в своем саду «Культура и быт адыгов». Весь наш коллектив и родительская общественность принимали участие в сборе экспонатов для этого музея. Ходили на экскурсию в музей МБДОУ N°1, где тоже знакомили с предметами быта и укладом жизни наших предков. Так же были в городском музее, где нас познакомили с историей возникновения адыгской культуры и бытом, национальной одеждой, оружием, рассказали обо всем, что хранится в трёх больших залах музея. Дети, слушали интересный рассказ с показом. В конце все вместе танцевали народные танцы: зафак, лизгинку в актовом зале. Знакомя детей с истоками народной культуры, формируем чувство причастности и наследию прошлого. Благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться.

Национальный уголок - любимое место игры для детей. С восторгом и восхищением рассматривают прекрасное сае и черкесску, одевают и весело танцуют национальные танцы, многие дети посещают танцевальный кружок. Особенно запомнился красивый праздник «Адыгэджэгу» на котором показывали традиции и обряды адыгской свадьбы, великолепным был маленький хьатияко, который ответственно руководил, а дети грациозно танцевали зафак, оригинальным был танец с кувшином, весело играли в народные игры. Близка и интересна детям театрализованная деятельность по мотивам сказок Л. Х. Цеевой. Организовываем выставки «Родная моя Адыгея», «Молодой город Адыгейск». Раскрашиваем изображения девушки и юноши в национальных костюмах. Выполняем аппликативно девичью шапочку и саe.

Гордимся своими спортсменами, шахматистами, футбольной командой, которые занимают призовые места в республиканских, всероссийских соревнованиях. Сами учимся играть в шашки, шахматы, проводим веселые эстафеты, играем в адыгейские народные игры.

Весь наш педагогический коллектив серьезно относиться к изучению адыгейского языка. Творческая группа разрабатывает перспективные планы работы по этой теме. Проводим презентации «День адыгейского языка и письменности». Участвуем в конкурсах, составляем интересные проекты, все это совместно родителями.

Знакомя детей природой родного края, историей достопримечательностями любимого города Адыгейска, с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем подрастающему поколению усвоить лучшее из накопленного нашими предками.

Будем продолжать вести воспитательно - образовательную работу, стараясь донести до сознания малышей слова Исхака Машбаша:

«В большой стране,

На маленькой земле

Живет народ мой

Мудрый и красивый…»

Публикации по теме:

Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год»Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год» ЧАСНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №167 ОАО «РЖД» «СКАЗКА» "Мягкая книга" – развивающее пособие для применения в.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы по сохранению адыгейской культуры и языка в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 22 июня 2024 в 13:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы работы по сохранению адыгейской культуры и языка в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Сусана Пшедаток (УИ 968054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД