Сусана Пшедаток
Инновационные методы работы по сохранению адыгейской культуры и языка в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кто позабыл родной язык
Тот и от матери отвык:
Он ласкою не может нежной
Порадовать утешить мать,
Себе на всей земле небрежной
Не может радость отыскать.
Мурат Паранук.
Слова адыгейского поэта заставляют задуматься: насколько важно знать свой родной язык.
В нашем современном мире в адыгейских семьях, особенно молодых, перестали общаться на родном языке, поэтому детям легче разговаривать на русском языке. Отсутствие языковой среды приводит к потере истории своего народа, связи с предками. И чтобы восстановить связь времен надо обязательно помнить слова В. В. Путина в приветствии участникам форума 21 марта 2019 года о проблеме сбережения языков коренных народов имеющих, без преувеличения, общемировое значение. О том, что язык, самобытные традиции, хозяйственный уклад коренных жителей является нашим общим достоянием, формирует культурное, этническое многообразие и истинное богатство России.
Темочки:
В рамках реализации государственной программы Республики Адыгея «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы разработаны и изданы : методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Мы прививаем любовь к родному языку, развиваем желание говорить по – адыгейский, расширяем знания детей при ознакомлении с национальной культурой, бытом, традициями, обычаями. Ребенок с пеленок начинает прислушиваться к звукам родной речи, повторяет их в след за взрослыми и постепенно вникает в их смысл. Первыми произведениями, с которыми мы знакомим детей, являются колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки. Знакомя детей с той или иной сказкой, мы не только доставляем им радость, но и доводим до их сознания главную идею произведения.
В старших группах продолжаем знакомить с адыгейской детской литературой – неотъемлемой частью многонациональной российской литературы. Она впитала в себя самобытные и яркие традиции устно-поэтического творчества адыгского народа.
Непосредственно читаем детям рассказы, стихи: Джахфара Чуяко, Паранук Мурата, адыгейские сказки «Шапка небылиц», Тлехусеж Хаджеретбии «Хэта анахь лъэшыр». С нетерпеньем ждём новые номера «Жъогъобын», «Родничок».
Детям старшей группы нравиться решать кроссворды, упражнение на логическое мышление. Следим за необыкновенным творчеством Аси Евтых. Которая создаёт неповторимые национальные костюмы, украшения на оружие в современном стиле. Ее творчество воспитывает уважительное отношение к труду, вызывает восхищение мастерство человеческих рук. О прекрасных черкешенках слагали стихотворения великие поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Они в своих произведениях отразили красоту нашего края, бесстрашие джигита, об уважении к старшим. Иван Грозный породнился с кавказским родом, взяв в жены красавицу - черкешенку. Разработали интересный конспект «Прелестные черкешенки». Заучиваем стихотворения адыгейских поэтов, слушаем адыгейские народные сказки, используя хрестоматию «Тызэгъусэу тежъугъадж», «Дышьэ кон». Организуем в своей библиотеке выставки любимых журналов, книг. В проект «Мой любимый город» вошли такие экскурсии: в дом культуры, городскую библиотеку, читальный зал, школы, почту, редакцию газеты «Единство», автостанцию, поликлинику, музыкальную школу, пожарную часть, к магазинам, новостройкам. Посещаем музей в своем саду «Культура и быт адыгов». Весь наш коллектив и родительская общественность принимали участие в сборе экспонатов для этого музея. Ходили на экскурсию в музей МБДОУ N°1, где тоже знакомили с предметами быта и укладом жизни наших предков. Так же были в городском музее, где нас познакомили с историей возникновения адыгской культуры и бытом, национальной одеждой, оружием, рассказали обо всем, что хранится в трёх больших залах музея. Дети, слушали интересный рассказ с показом. В конце все вместе танцевали народные танцы: зафак, лизгинку в актовом зале. Знакомя детей с истоками народной культуры, формируем чувство причастности и наследию прошлого. Благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться.
Национальный уголок - любимое место игры для детей. С восторгом и восхищением рассматривают прекрасное сае и черкесску, одевают и весело танцуют национальные танцы, многие дети посещают танцевальный кружок. Особенно запомнился красивый праздник «Адыгэджэгу» на котором показывали традиции и обряды адыгской свадьбы, великолепным был маленький хьатияко, который ответственно руководил, а дети грациозно танцевали зафак, оригинальным был танец с кувшином, весело играли в народные игры. Близка и интересна детям театрализованная деятельность по мотивам сказок Л. Х. Цеевой. Организовываем выставки «Родная моя Адыгея», «Молодой город Адыгейск». Раскрашиваем изображения девушки и юноши в национальных костюмах. Выполняем аппликативно девичью шапочку и саe.
Гордимся своими спортсменами, шахматистами, футбольной командой, которые занимают призовые места в республиканских, всероссийских соревнованиях. Сами учимся играть в шашки, шахматы, проводим веселые эстафеты, играем в адыгейские народные игры.
Весь наш педагогический коллектив серьезно относиться к изучению адыгейского языка. Творческая группа разрабатывает перспективные планы работы по этой теме. Проводим презентации «День адыгейского языка и письменности». Участвуем в конкурсах, составляем интересные проекты, все это совместно родителями.
Знакомя детей природой родного края, историей достопримечательностями любимого города Адыгейска, с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем подрастающему поколению усвоить лучшее из накопленного нашими предками.
Будем продолжать вести воспитательно - образовательную работу, стараясь донести до сознания малышей слова Исхака Машбаша:
«В большой стране,
На маленькой земле
Живет народ мой
Мудрый и красивый…»