Юлия Кутепова
Инновационные методы к организации музыкального образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные методы к организации музыкального образования в ДОУ
Новое и неизведанное настораживает, а иногда и пугает педагога. Страх того что опять придётся учиться и изучать теорию, сдавать экзамены и тесты, вникать и привыкать к чему то, да просто тратить своё время.
Публикация «Инновационные методы к организации музыкального образования в ДОУ» размещена в разделах
Но в современном мире чтобы воспитать гармоничную личность необходимо внедрять что – то новое, интересное для нынешних дошкольников. И поэтому поиск, и применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании становится целью работы музыкального руководителя.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием - растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, активную личность. Современные дети по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять. Формированию гармоничной личности способствуют использование новых форм развития эмоциональной сферы ребёнка.
Инновационная деятельность изменяет традиционную систему и на первое место ставят педагога и детей, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольника становится грамотный, уверенный педагог, его творческий потенциал, его профессиональный рост, педагог способный выявить и развить потенциальные возможности своих воспитанников.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит: пение, ритмодекламация, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированные движения под музыку, озвучивание стихов и сказок, театрализация.
Формы развития музыкальности :
Эвритмия – это уравновешенность (элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность, это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.
Коммуникативные игры и танцы – это вовлечение ребенка в процесс музицирования. Решаются следующие задачи: развития коммуникативных навыков, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, способности к двигательной импровизации.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Речевое музицирование - это речевые упражнения, которые развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование - помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки.
Игры звуками: - звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Элементарное музицирование. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Отмечу такие формы работы как:
Игры с инструментами
Анимационные танцы и флешмобы.
Квесты
Музыкотерапия
Взаимодействие с педагогами.
Взаимодействие с родителями. Организация работы с семьей очень важна и предполагает использование различных форм и методов общения с родителями как традиционные так и инновационные (мастер-классы, литературные гостиные и тематические беседы, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия).
Применение ИКТ - Универсальным средством наглядности на музыкальных занятиях является спользование мультимедийных технологий они помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Применять ИКТ на музыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества всех педагогов: воспитателя, музыкального руководителя и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным.
Таким образом, основная цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную цель – общение, а педагогам следует изучать и накапливать свой опыт для дальнейшего развития гармоничной личности ребенка. Дошкольники познают себя и окружающий мир в процессе игрового и естественного общения с музыкой.