денисова Наталья
Инновационные методики в коррекционной работе учителя-логопеда
МЕТОД МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ – СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Метод - мозжечковой стимуляции – это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка, так как мозжечок контролирует не только координацию движений и равновесие, но и тесно связан с процессами мышления, овладением речью, вниманием, способностью к концентрации, синтезу и анализу получаемой информации, а также управляет эмоциями и поведением.
Публикация «Инновационные методики в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Не смотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга»
Создатель метода стимуляции мозжечка – преподаватель Френк Бельгоу. В его классах было много ребят, которые с трудом читали и писали. Он заметил, что дети, которые на переменах играют в игры, рассчитанные на удержание равновесия и хорошую координацию движений, делают значительные успехи в учебе. Эти наблюдения он и положил в основу своего метода.
Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
-задержка речевого, психического и психоречевого развития;
-дисграфия и дислексия;
-заикание;
-аутистические расстройства и аутизм;
-синдром дефицита внимания и гиперактивности;
-проблемы с обучаемостью;
-нарушения осанки;
-отставания в развитии общей и мелкой моторики.
Занятия проводятся несколько раз в неделю индивидуально, под строгим контролем специалиста, длительность одного занятия примерно 20 минут. Противопоказаний практически нет, заниматься можно с 4 летнего возраста.
Основное оборудование - специальный тренажер-балансировочная доска, мячи разного размера, разновесные подушечки с песком, гимнастическая палка.
Упражнения на доске с мячом
Предлагаем ребенку: балансируя в положении стоя выполнять определенные упражнения с мячом и одновременно проговаривать речевой материал – это будет работа по автоматизации звуков. Можно предложить назвать насекомых, животных, произнести слово во множественном числе - это формирование лексико-грамматических конструкций. Можно предложить назвать гласные звуки, разделить слово на слоги - это обучение основам грамоты. Начинаем тренировки с простых упражнений - сначала учим ребенка просто стоять на доске и удерживать равновесие, потом предлагаем поймать мяч обеими руками и отбить его обратно, потом учим перебрасывать мяч из одной руки в другую и только потом добавляем речевое сопровождение.
Упражнения с использованием целевого стенда
Предлагаем ребенку: балансируя в положении стоя выполнять различные задания и отбивать мячом в соответствующий сектор на стенде. На стенде есть кармашки для заданий, их можно менять (это буквы, цифры, всевозможные лото - сложи слово из слогов, сложи предложение из слов и т. д.) Поскольку для детей старшего дошкольного возраста очень актуальна проблема формирования навыков звукобуквенного анализа и синтеза, я предлагаю варианты заданий именно на эту тему.
-«Дифференциация гласных» (профилактика дисграфии) - предлагаются слова: мал-мял-ряд-рад- и т. д Ребенку нужно определить –какую гласную букву напишем после буквы –м-и т. д. ;
-«Разбери слово! «-разбери на звуки слово «дом»-д,о,м. и т. д. ;
-Собери слово!» - составить слова из предложенных букв -д,о,м,-какое слово получилось? –дом;
-«Слоговичок!»-составить слова из предложенных слогов;
«-Сложи предложение!»-сложить предложение из слов;
«Придумай слово!»-подобрать слова, начинающиеся на определенный слог;
-«Назови гласную в середине слова» -предлагаются слова типа-душ-мак-сом-пир-сыр;
-«Звук спрятался!» -определить позицию предлагаемого звука в словах-например: Играем со звуком – пь-! Где спрятался звук –пь в слове –павлин, а в слове_капитан? И т. д. ;
-«Узнай звук!»-дать характеристику первого или последнего звука в слове;
-«Сосчитай-ка!» -сосчитать количество звуков в словах или количество слогов в словах или количество слов в предложении;
-«Цветные звуки!»-дать характеристику предлагаемым звукам;
-«Веселые шаги!»- «Шагая» по клеточкам вверх, вниз, влево, вправо, называем нужную картинку и выполняем задание на звуковой и слоговой анализ - назови первый звук, назови последний звук, назови гласные в этом слове, раздели слово на слоги, назови первый слог, второй и т. д., придумай предложение с этим словом, посчитай, сколько слов в твоем предложении.
В кармашки на целевом стенде можно с успехом разместить и другие задания, например на формирование лексико-грамматических категорий на звукопроизношение и т. д.
Упражнения с предметами
В качестве дополнительного оборудования можно использовать различные предметы –обручи, корзинки, коврики, кегли и т. д. Все предметы я сгруппировала по 3 цветам - красные, синие, зеленые предметы и предлагаю детям выполнять задания по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Например, задание: назови первый звук в слове –лак? Какой это звук? (л-согласный твердый, кидаем мяч в синюю корзинку и т. д.)
Упражнения на развитие моторных навыков
На балансировочной доске можно выполнять упражнения на формирование общих моторных навыков (на координацию движений, переключаемость, гибкость, на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, на развитие артикуляционных навыков.
Выполнение этих упражнений на доске не требует большого пространства, поэтому их можно выполнять даже в небольшом логопедическом кабинете.
Упражнения не балансировочной доске воспринимаются детьми как физкультура. Дети с удовольствием занимаются на ней, не испытывая при этом никаких негативных эмоций или страха неуспеха.
Если педагоги не могут по каким либо причинам приобрести балансировочную доску, то некоторые упражнения можно выполнять на фитболе-большом надувном гимнастическом мяче, которые есть в каждом дошкольном учреждении. Для того, чтобы ровно и устойчиво сидеть на фитболе, ребенку нужно приложить определенные усилия на координацию и равновесие, это и будет самый элементарный тренажер для мозжечка.