Главатских Марина Станиславовна
Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОО согласно ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования до 2020 года» обязывает «работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников…».
Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Основная цель всех форм взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОО согласно ФГОС» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Инновация – это новшество, нововведение, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Инновационные формы предполагают :
активную позицию родителей;
партнёрство с педагогами;
инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям;
применение в семейной среде приобретённых знаний.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы. Приведем примеры инновационных форм работы с родителями.
Мастер-классы для родителей передача действующей технологии, способ взаимодействия между родителями и обладающим признанным авторитетом педагогам, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Клубы. Цель их создания – увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. На совместных встречах в клубе, за «круглым столом», вовремя дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше увидеть друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей, педагогов.
Тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье.
Вечера вопросов и ответов. Они позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать что-то новое, обменяться знаниями друг с другом, обсудить актуальные проблемы развития детей. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяют уверенность в успех совместной работы, решает многие проблемы.
Акции – комплекс мероприятий, действий помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней.
Официальный сайт ДОО - это также одна из инновационных форм работы с родителями посредством применения ИКТ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, о проводимых мероприятиях, новостях. На сайте родители могут получить полную информацию о коллективе детского сада. Также сайт детского сада может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.
Новые формы ИКТ - взаимодействия позволяют :
• разместить портфолио семейных успехов на сайте ДОО;
• периодически устраивать контрольные для родителей в рамках сайта ДОО, а затем поощрять самых активных родителей на общих собраниях;
• организовать посредством сайта онлайн-общение с родителями и др.
В рамках электронной почты детского сада можно создать «Телефон доверия» - это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Учитывая их занятость, любой член семьи может в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно задать волнующие их вопросы, предупредить о необычных проявлениях в поведении ребёнка.
Экспозиции продуктов детской деятельности. Позволяет показать родителями продвижения ребенка в освоении основной общеобразовательной программы ДОО, познакомить детей группы и педагогов с личными предпочтениями каждого ребенка, с его хобби и увлечениями.
Взаимодействие семьи и ДОО – это долгий и длительный процесс, требующих от всех участников образовательного процесса терпения, творчества и взаимопонимания. В инновационных формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве (клубы, тренинги, мастер-классы, дебаты и др., реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие инновационных форм взаимодействия с родителями позволяет педагогам улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.
Литература.
1. Сальникова Т. Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2017. – 80 с.
2. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2013. – 80 с.
3. https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=43060