Наталья Белоусова
Инновационные формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Актуальность исследования. Поступление в детский сад – это важный шаг в жизни ребенка. Привычная обстановка и условия, существующие в семье сильно отличаются от условий пребывания в дошкольных образовательных организациях. Здесь ребенку приходится адаптироваться, приспосабливаться к новой обстановке, еще неизвестному ему пространству, новому окружению, осваивать социальные отношения и требования.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание благоприятных условий для «развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.» [8]. Однако, приходя в образовательную организацию, ребенок часто сталкивается с проблемами адаптационного характера, а именно не может успешно приспособиться к изменениям, произошедшим в его жизни, что может негативно отразиться на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Основные аспекты адаптации в отечественной психологии исследовали Г. М. Андреева, Ф. Б. Березин, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, М. И. Лисина и др., в зарубежной – А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс и др.
По отношению к детям раннего возраста применимы понятия «адаптивность», «адаптированность личности» и «адаптационный синдром». При поступлении ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение имеет место смешанная адаптированность, так как малыш не только изменяет свое поведение в соответствии с требованиями среды, но и формирующаяся личность ребенка подстраивается под нормы новой социальной среды.
Проблема адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению обусловлена потребностями практики и требует разработки новых, инновационных форм организации адаптации. Современные дошкольные образовательные организации стремятся шагать в ногу со временем и применять на практике инновационные технологии, в том числе и в сопровождении процесса адаптации; необходима их реализация при создании максимальных условий, благоприятной атмосферы безболезненного привыкания детей к условиям детского сада.
Инновации в образовании необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. В настоящее время инновации внедрены в каждое дошкольное учреждение, созданы новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательнообразовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. В этих условиях педагогу дошкольного образования необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, технологий, направлений.
1.1 Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению в психолого-педагогических исследованиях
Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. ТонковаЯмпольская, Е. ШмидтКольмер, В. МановаТомова). Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни это эмоциональный стресс [3].
Как показано в исследованиях ряда ученых, «проблемы детей в эмоциональной сфере напрямую связаны с межличностными проблемами» [1, с. 16]. То есть большое значение для ребенка, поступившего в дошкольное образовательное учреждение, имеют взаимоотношения со сверстниками и чужими взрослыми.
Доказано, что для ребенка «важным и одновременно трудным является вступление и нахождение в обществе сверстников. Интерес к сверстнику достаточно рано становится одной из важнейших потребностей ребенка. Особенности ситуации общения ребенка со сверстниками отличаются относительным равноправием партнеров, моделируя тем самым особый тип социального взаимодействия «субъект-субъект», которое помогает ему осознать смысл независимых действий человека, приобрести умения отстаивать свою точку зрения и при этом согласовывать свои действия с нормами социальной жизни, интересами других людей» [2].
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации меняется и речь. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном из глаголов. При легкой степени адаптации речь или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чутьчуть. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы[5].
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированностъ, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [1. С. 49].
Адаптация – это вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики, или негативным (стрессу).
К. Л. Печора отмечает, что физиологической основой социальной адаптации является переделка ранее сформированного динамического стереотипа, который так необходим в жизни ребенка.
Первые стереотипы формируются очень рано, в первые месяцы жизни. У ребенка устанавливается последовательность в чередовании сна, кормления и бодрствования.
Процесс протекания адаптации прежде всего связан с возрастом ребенка. Легче приспосабливаются дети в возрасте до 6 месяцев, у которых стереотипов еше немного, либо более старшие (после 2х лет, которые имеют уже некоторый жизненный опыт.
Дети в зависимости от возраста поразному реагируют на новые условия жизни. Так, самые маленькие больше всего реагируют на изменения температуры воздуха и способ вскармливания (грудь, бутылочка). В возрасте 69 месяцев на изменение метода укладывания на сон, кормления, бодрствования. Дети более старшие помимо этого осбенно остро реагируют на отрыв от близких, к которым они уже достаточно привязаны. Чувство привязанности к близким имеет прямое отношение к формированию адаптационных механизмов. Каковы же предпосылки привязанности:
Первый период до 3х месяцев дети ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми.
Второй период, с 3-6 месяцев, когда дети впервые различают окружающих знакомых и незнакомых, т. е. когда формируются первые дифференцировки различения окружающих.
Третий период, 7-8 месяцев, период избирательной привязанности к ближайшему взрослому.
Наиболее сильная привязанность ко взрослому в 1 год 1 год 6 месяцев и несколько уменьшается к 2 годам 5 месяцам 3 годам, в связи с тенденцией к самостоятельности. В связи с этим детскородительская привязанность в своем развитии проходит 4 стадии:
1) ассоциативная стадия (от рождения до 6 недель (2 месяца) одна реакция при общении чаще носит отрицательный характер.
После года 5 месяцев появляется общение с несколькими взрослыми;
2) 6-7 месяцев стадия недифференцированной привязанности ребенок на всех реагирует одинаково;
3) 7-9 месяцев стадия специфической привязанности (к матери); •
4) К 1 году 5 месяцам стадия множественной привязанности (отцу, братьям, сестрам с предпочтением матери).
Ранняя детскородительская привязанность формируется по типу запечатления, имитации поведения родителей, что влияет на способность ребенка в более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения.
Итак, одним из направлений формирования адаптационных механизмов является развитие с момента рождения у ребенка надежной привязанности.
Вид привязанности ребенка зависит от поведения взрослых, ухаживающих за ребенком. В ряде исследований вид привязанности ребенка оценивается следующим образом:
1) реакция на уход близких и их возвращение;
2) активность обследования среды (Черлз Венар, И. Б. Галигузова).
Характеристика надежной привязанности. Поведение взрослых:
- быстро реагируют на потребности ребенка;
- эмоциональное общение;
- вызывают инициативное общение ребенка;
- имеют высокую мотивацию к достижению успешности ребенка.
Поведение ребенка:
- дети свободно обследуют среду. Проявляют интерес к окружающим;
- отделение от взрослых огорчает ненадолго;
- при встрече проявляет радость.
Имея надежную привязанность, ребенок ведет себя уверенно, находчив, любознателен, инициативен, что является предпосылкой к успешной социализации. При этом любовь ухаживающего должна быть адекватна, не вызывать аффективной привязанности.
Однако при неправильном поведении взрослых формируется ненадежная привязанность, она может быть разных видов.
1) Избегающая привязанность. Поведение взрослых:
- сдержанны, раздражительны (что наблюдается в закрытых детских учреждениях, в частности в доме ребенка).
Дети:
- пассивны, мало исследуют среду;
- при уходе взрослых не реагируют;
- при встрече избегают взрослых.
2) Сопротивляющаяся привязанность. Взрослые:
- непоследовательны (то заботливы, то холодны, непредсказуемы. Дети:
- мало изучают окружающую среду;
- при разлуке со взрослыми огорчаются;
- при встрече с ними озлобляются.
3) Дезорганизованная привязанность. Взрослые:
- дают ребенку сбивающий с толку сигнал, сами запутаны.
Дети:
- ведут себя также непоследовательно, испуганы. При разлуке изумляются. При встрече боязливы, избегают взрослого, не знают, как себя вести.
Кроме того в ряде исследований отмечается «симбиотическая» привязанность. Дети не отпускают мать ни на шаг.
Ненадежная привязанность рассматривается как фактор риска в формировании личности ребенка, усложняет процесс адаптации.
Итак, в периоде адаптации происходит переделка ранее сформированных стереотипов, помимо иммунной, физиологической ломки происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс. Мальпл может отказываться от еды, сна, общения с окружающими, уходит в себя, наблюдается проявление агрессии и стереотипии, ограничение себя в пространстве, проявление мутизма (не говорит в новых условиях.)
В результате стресса, который дети часто получают в домашних условиях, проявляют агрессию, негативизм. Причины этого часто лежат в неправильном поведении взрослых:
1) резкое введение ограничений в поведение ребенка,
2) увеличение темпа и сложности деятельности,
3) отрицательная оценка успешности деятельности,
4) дефицит общения с близкими,
5) боязнь перейти на вторые позиции при рождении другого ребенка и потерять себя в глазах матери как единственно любимого.
Обычно время привыкания условно разделяют на три периода :
1. Острая фаза: сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита и речевой, а также игровой активности (длится в среднем 1 месяц).
2. Подострая фаза: характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического (длится 35 месяцев).
3. Фаза компенсации: характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
От того, как пройдет привыкание ребенка к строгому режиму дня, отсутствию родителей, новым требованиям поведения, постоянному контакту со сверстниками, незнакомой обстановке зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье.
Выделяют 3 варианта адаптации (Р. Р. Калинина) :
- легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 1015 дней;
- адаптация средней тяжести – в течение месяца;
- тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев.
К. М. Ушакова отмечает три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде :
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Каждый ребенок по-разному проходит адаптационный период. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых. Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения. Первая группа это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 23 месяцев.
Вторая группа это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [3].
На процесс адаптации ребенка влияют :
- достигнутый уровень психического и физического развития,
- состояние здоровья,
- степень закаленности,
- сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
- личностные особенности самого малыша,
- уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Таким образом, адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение. Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка.
1.2 Влияние инновационных форм взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация – это изменение того, что уже существует.
Дословно «инновация» от латинского in в и novus новое. Интерпретации данного термина имеют более широкую трактовку: «новшество», «нововведение» и масса понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология», «инновационная деятельность» и т. д. [38].
Первоначально термин «инновация» появился в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время» [67, с. 15]. Ю. А. Карпова, основываясь на теоретическом анализе различных подходов к пониманию феномена инновационной деятельности, предлагает следующее определение: «. инновационная деятельность это метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё» [20].
Инновационная деятельность - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, то есть деятельность, направленная на осуществление инновации. Она включает в себя новшества; инновации; взаимодействие обучающихся, педагогических кадров, родителей, социума; условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения; достижение более эффективных результатов деятельности [8].
Выделяются следующие инновационные формы адаптации к дошкольному учреждению:
– группы кратковременного пребывания (для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения);
– центры игровой поддержки ребенка (для детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения);
– консультативные пункты (для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи);
– службы ранней помощи (для детей от 2 мес. до 3 лет, не имеющих возможности по состоянию здоровья или развития посещать дошкольные учреждения);
– лекотеки (для детей от 2 мес. до 7 лет с нарушениями развития, затрудняющими их функционирование, обучение и социальную адаптацию);
– семейный детский сад (предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей от 1 года до 7 лет).
Инновационным в работе с родителями является внедрение родителей в образовательный процесс, приобщение к совместным развлекающим мероприятиям. Необходимо создать такие условия, чтобы у участников процесса возникала готовность к совместной деятельности. У педагогов появляется возможность лучше узнать семьи. Родителям дается возможность наблюдать жизнь детского сада «изнутри». Увидеть своего ребенка в непривычной для него обстановке, сравнить и проанализировать интерес, стремление, развитие своего ребенка.
Взаимодействие осуществляется в основном через:
- вовлечение родителей в педагогический процесс;
- участие в жизни детского сада и группы;
- создание условий для совместного творчества через проектную деятельность;
- информационно–педагогический материал;
- программы совместной деятельности;
- объединение педагога и родителей по вопросам воспитания детей;
- уважительное взаимодействие с семьей.
Отношение детского сада с семьей основано на сотрудничестве взаимодействии, взаимопонимании, и взаимоуважении.
Внедрение инноваций в работу ДОУ требует обновлений, методической оснащенности, важна профессиональная компетентность и профессиональное развитие педагогов: семинары, вебинары, возможность усовершенствовать свои знания, поделится опытом и перенять его. И конечно родитель как важный фактор в воспитательном процессе.
Широко практикуется работа с родителями, знакомство воспитателей с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как привыкание к новым условиям сделать более приятным, учитывая индивидуальные особенности.
Таким образом, использование инновационных подходов при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи способствует успешной адаптации детей. Использование инновационных форм взаимодействия с родителями при адаптации позволяет осуществлять в полной мере индивидуальный подход, способствует формированию положительной самооценки и доброжелательного отношения детей по отношению друг к другу.
Нами было отмечено, что адаптация - это вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики, или негативным (стрессу). Адаптация - это прежде всего медико-педагогическая проблема. Для ее решения необходимо создание таких условий, благодаря которым удовлетворились бы потребности детей в общении, осуществлялось бы тесное взаимодействие семьи и общественного воспитания.
В ходе изучения теоретических источников мы определили, что «инновация» означает нововведение, передовой педагогический опыт, новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования. Инновационная деятельность - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, то есть деятельность, направленная на осуществление инновации. Инновационная деятельность реализуется через инновационные формы.
Нами было изучено влияние инновационных форм взаимодействия с родителями на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Мы отметили, что инновационным в работе с родителями является внедрение родителей в образовательный процесс, приобщение к совместным развлекающим мероприятиям. Необходимо создать такие условия, чтобы у участников процесса возникала готовность к совместной деятельности. В ходе изучения методической литературы нами был сделан вывод, что адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на основе инновационных форм взаимодействия с родителями будут эффективной, если будут обеспечены: применение релаксационных игр (дыхательной гимнастики, элементов сказкотерапии, песочных игр) в работе с детьми; организация детей и родителей, их совместное творчество при участии в конкурсах; проведение для родителей семинаров-практикумов, мастер-классов по темам адаптации ребенка в детском саду.