Ирина Мовчан
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.
Публикация «Активные методы обучения в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе мы стараемся находить новые методы активного обучения.
Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Эта система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.
Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:
-развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
-формирование положительной учебной мотивации;
-повышение познавательной активности учащихся;
-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
-стимулирование самостоятельной деятельности;
-эффективное усвоение большого объема учебной информации;
-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
-раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков.
При построении логопедического занятия необходимо учитывать следующие признаки методов активного обучения :
-Проблемности. Основная задача состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.
-Взаимообучения. Стержневым моментом является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
-Индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.
-Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
-Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят : творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.
-Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый,
резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Структура АМО – технологии, фазы и этапы:
1 ФАЗА
ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА
1 Инициация (начало урока, знакомство) Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
2 Погружение в тему Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения
3 Определение ожиданий опасений Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки
II ФАЗА
ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА
Закрепление изученного (домашнее задание) Контроль и коррекция ЗУН
Инпут (интерактивная лекция (передача, объяснение информации) Сообщение нового материала
Проработка содержания темы Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
Форма передачи информации ученикам различная:
-лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) интегрированная передача информации с использованием мультимедийной
аппаратуры (кино- и фотохроники,
-проблемно-поисковая форма, т. е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.
III ФАЗА
ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА
Эмоциональная разрядка (разминка) Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление или восстановление энергии
Рефлексия Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
Эмоциональная разрядка (разминки) может быть представлена в виде:
Логоритмических упражнений, игровой терапии - продвижение ребенка к своему развитию через игру - сенсорные игры: с красками, песком, с водой, игры с сыпучим материалом, игры с ритмом, совместное рисование - игры с сюжетом
При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели.
Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения;
рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала; рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала.
Таким образом хотелось бы отметить, что применение АМО на логопедических занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их творческие способности. Появление в логопедической работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению.