Фомина Светлана Анатольевна
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
▼ Скачать +Заказ
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Публикация «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного по-нимания метода проектов.
Сейчас, работая по методу проектов второй год, можно сделать следующие выводы:
1. Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.
Наше дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду «Детство», разработанной кафедрой до-школьной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, С. -Петербург. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой «Детство». Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми опреде-ленных знаний.
2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только дей-ствуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить ин-формацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоя-тельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Метод проекта можно рассматривать как особый механизм взаи-модействия семьи и ДОУ.
Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимуще-ства и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.
На первых этапах работы не все родители активно включались в ре-ализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является лич-ностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
На данном этапе родители и другие члены семей наших воспитан-ников активно включаются в работу по предложенным проектам. Часто, вечерами родители задерживаются в нашей группе: что-то мастерят с детьми, записывают рассказы своих малышей, обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий.
Родители, участвуя в реализации проекта, могут быть не только ис-точниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и пе-дагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредствен-ными участниками образовательного процесса, обогатить свой педаго-гический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками спо-собствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Метод проекта способствует развитию благоприятных межлич-ностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометриче-ские исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой техно-логии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения от-крытым для активного участия родителей и других членов семьи.