рыбкина александра
Метод проектов как инновационная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов как инновационная педагогическая технология
Дошкольный возраст-важный этап в жизни ребенка. Время первоначального становления личности. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Формируется представление о доступном понимании конкретных фактов общественной жизни. В это время закладываются основы нравственности, основные моральные нормы. Детство проходит очень быстро, поэтому надо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать условия для его развития.
Публикация «Метод проектов как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах
Главная задача всестороннего гармоничного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста может быть решена при условии успешно выбранной форме обучения. Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими. Выбранная воспитателем форма обучения должна помочь детям освоить новое, планировать свою деятельность, ставить задачи, решать их, придумывать, развивать у детей умение контролировать свое поведение.
Сегодня, когда наше общество стремительно меняется, происходит понимание того факта, что современные дети отличаются от своих сверстников начала тысячелетия. В век цифровых технологий ребенка трудно чем-либо удивить и заинтересовать. Поэтому система образования дошкольников предлагает насыщенное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Для этого в педагогический процесс внедряются инновационные технологии. Основная задача воспитателя заключается в наполнении жизни детей интересными делами, проблемами, идеями, включении каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности, развивать стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Одной из таких технологий является технология проектной деятельности. Она зарекомендовала себя как одна из самых перспективных и востребованных педагогических технологии современности. Проектный метод своевременен и очень эффективен. Его основной целью в детском саду является пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, развитие способности каждого ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, интерес к экспериментированию, готовности к логическому познанию, умение работать в коллективе. Технология проектной предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций, которые легко вписываются в совместную работу воспитателя с детьми 3-7 лет. В этом возрасте главным для ребенка является работа мысли, опыт самостоятельной деятельности, преодоление трудностей, радость творчества, приобретение новых умений, умение распределять обязанности, планировать общую работу. И еще проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, у детей развивается интерес к выполнению сложных заданий, возрастает активность, интерес к человеческим отношениям, дети стараются обнаружить свои умения, осведомленность, ценят дружбу. Они не удовлетворяются позицией наблюдателей и слушателей, а претендуют на активную роль в беседе, игре, в любой иной совместной со взрослыми или сверстниками деятельности. Большое значение имеет развитие у дошкольников навыков самореализации себя частью коллектива, видеть результаты коллективной работы, и самоконтроля. Дети чувствуют и осознают себя частью коллектива, но при этом учитывается индивидуальность каждого ребенка. Все это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Изучив передовой педагогический опыт, познакомившись с методической литературой, проанализировав прочитанное, я убедилась в эффективности использования данной технологии. В данном направлении я работаю несколько лет. Результатом работы являются разработанные проекты разной направленности: 2 младшая группа - «Воспитываем сказкой». Данный проект позволил обеспечить условия для целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического через потенциал народных сказок. С детьми среднего дошкольного возраста разработан проект «Дети и музей». Целью данного проекта было обогащение духовной жизни детей посредством вхождения в мир музея, ознакомления музейной культурой; создание модели содружества детско-родительского и педагогического коллектива в процессе приобщения к духовному и культурному наследию своего народа. Возвращение исторических ценностей в аспекте взаимодействия семьи и детского сада. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделялось патриотическому воспитанию, поэтому был разработан проект : «Мы единой России частица». В ходе реализации проекта было достигнуто обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения; формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, знакомство с традициями и обычаями коренных народов Мордовии.
Проект «Дети-герои Великой отечественной войны» был приобщен к празднованию Великой Победы. Его основной целью стало формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников на примере героических поступков детей- героев Великой Отечественной войны. Проведена большая работа по освещению подвига героев, обогащению духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. И последний проект, реализованный уже в подготовительной к школе группе, «Друзья природы». Он способствовал формированию экологического мировоззрения у детей, повышению их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Я считаю, что проделанная работа благоприятно сказалась на развитии личности каждого ребенка, помогла раскрыть творческие способности, расширить и разнообразить познавательно – исследовательскую деятельность, способствовала формированию нормальной самооценки дошкольников.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование проектной деятельности в обучении становится все более востребованной. И не случайно, ведь она позволяет сделать обучение детей увлекательным, проблемно-игровым, обеспечить субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности, активности и творчества. Во время реализации проекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, способность к логическому мышлению, самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. При помощи проекта можно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет сделать учебный процесс нестандартным. По- моему, проектная деятельность является одним из методов развития особенности и повышения профессионализма педагога. А также создает модель содружества детско-родительского и педагогического коллектива, восполняет недостатки общения родителей с детьми.