Маленькая Ольга Ивановна
Инновационная деятельность в саду музыкального руководителя по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Инновационная деятельность в саду музыкального руководителя
по теме «Осень».
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Сказка используется в качестве динамических пауз, организационных моментов на занятиях.
Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников.
Инструменты для сказок-шумелок можно изготовить из бросового материала, можно использовать доступные детские музыкальные инструменты для оркестра.
Цель:
-развивать слуховое восприятие, творческое воображение, коммуникативные навыки у детей, вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.
Задачи:
-развивать музыкальный слух, музыкальные способности
(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха, тактильных ощущений у детей дошкольного возраста
-создавать детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
-способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
-поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.
Актуальность методической разработки «Сказки-шумелки для детей дошкольного возраста» в том, что обосновывается особенность детской игровой деятельности на шумовых инструментах и дети:
-во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,
-во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
-в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
ОСЕННЯЯ СКАЗКА
(речевая игра с музыкальными инструментами).
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке /тихо бьют ладошками по барабану
Где листочком зашуршит /маракасы
Где дождинкой зазвенит /колокольчик
Раздается громкий стук
Это дятел - тук да тук! /деревянные палочки, кубики
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло /ксилофоны
Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел /’шуршалки’
Громче завывает
Тучки собирает /тремоло бубнов
Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон /треугольники, металлофон
Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет! /все инструменты.
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. (СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Они покрыли зам рзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли з рнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)
И устраивали себе из соломы т плые гн здышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в т плых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Ход занятия:
Под музыку в зал заходят дети.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте дети! Давайте представим, что мы попали в осенний лес! Слышите, какая волшебная музыка звучит! В этой музыке можно услышать капельки дождя, пение птиц, шуршание листиков. И сегодня мы узнаем, как можно звуки леса превратить в инструменты.
А поможет нам в этом сказка – шумелка.
Что же такое сказка-шумелка? Это когда текст сказки сопровождается музыкой. Такие звуки как шелест, треск, дребезжание, скрип относятся к шумовым звукам. Получить шумы можно с помощью шумовых инструментов.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
- К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука, те, которые создают шум. (барабаны, тарелки, трещетки, маракасы, бубен, треугольник, шлепки по коленям).
- Передать звуки природы нам помогут ударные звуковысотные инструменты, послушайте как они высоко звучат.
Вот, например, на металлофоне можно изобразить капельки дождя; колокольчики звенят, словно зайчики прыгают, а на ксилофоне можно изобразить тучи.
Давайте вспомним, какие еще существуют музыкальные инструменты? (духовые)
А почему они так называются?
- Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать, ребята, своими руками. Это жестяные и пластиковые баночки с крупой, крышки от кастрюль, всевозможные расчески, связки ключей, различная бумага.
Музыкальный руководитель : У меня на столе находятся разные музыкальные инструменты. Подойдите, возьмите себе по одному инструменту. (берут) Вот вы и выбрали себе роли.
Бумага –это шуршание листиков;
Флейта - осенний ветерок;
Ксилофон- тучи;
Металлофон - дождик;
Подвеска -это ручьи;
Тарелки - солнышко;
Пластиковые бутылки – шум деревьев;
Палочки - это дятел;
Треугольник –белка;
Зайчик - колокольчики;
Птицы - свистулька;
Музыкальный руководитель : А теперь навострили ушки, открыли пошире глазки и слушаем сказку.
Сказка «Наступила осень»
• Наступила осень (звучит музыка)
• Под ногами зашуршали опавшие осенние листочки (звуки шуршащей бумаги) .
• Подул осенний ветерок (флейта)
• Нагнал темные тучи (ксилофон)
• Закапал дождик (металлофон)
А потом все чаще и чаще (металлофон)
• Побежали ручьи по дорогам (сосульки из подвески)
• Холодно и сыро стало вокруг, но вот дождик закончился, выглянуло солнышко (металлические тарелки)
• И мы увидели красивые деревья, на них подул ветер (флейта)
• И деревья зашумели своей листвой (звуки погремушек из пластиковых бутылок)
• Где-то вдалеке застучал дятел (палочки или коробочки, музыкальные молоточки
• Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веточкам (треугольник)
• Зайка спешил поменять свою шубку – (колокольчики разной высоты)
• Птицы запели в последний раз, перед тем, как улететь на юг (свистульки)
• Днем собрались на полянке солнышко и деревья, листья и ветер – стали радоваться теплым последним осенним денькам (звучат все инструменты вместе)
• Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло. Стало тихо, тихо (Звучит спокойная музыка)
Музыкальный руководитель : Ребята, вам понравилась сказка?
Вы молодцы, вы настоящие артисты!
Сказка-шумелка «Наступила Осень». (для детей средней группы)
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет.
.