Eкатерина Борисенко
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих лет, дети у которых имеются ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) могли получать образование только в коррекционных садах, школах или домах. К ОВЗ мы относим не только физическую инвалидность, но ментальную. К ментальной инвалидности относится: аутизм, умственная отсталость, задержка развития речи, шизофрения и др.
Программа стандартного учебно- образовательного учреждения таким детям даётся очень тяжело, а порой и вовсе не даётся. Как правило, не найдя подхода к таким детям, им даётся клеймо необучаемого и предлагают перевести в специализированное учреждение.
Публикация «Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
А ведь в будущем человеку с ОВЗ придётся как-то приспосабливаться к реальному миру, жить в нём и обслуживать свои элементарные потребности. В связи с этим во многих странах, в том числе и в России набирает популярность такая форма образования, как инклюзивное образование. Для нашей страны- это явление относительно новое и мало изученное. Поэтому у всех, кто к нему причастен- детей, родителей, педагогов,- оно вызывает множество вопросов. Прежде всего стоит понять, что это такое инклюзивное образование, его принципы, методы и задачи. Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования.
Инклюзивное образование- это совместное обучение тех детей у которых нет серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Можно еще отметить что инклюзивное образование- это процесс включения детей с любыми повышенными потребностями в привычный образовательный процесс, а также сокращение количества отказов поступления их в обычные образовательные учреждения. Инклюзивное образование- это вид обучения и воспитания, при которых детям с любыми отклонениям не придётся подстраиваться под успеваемость своих сверстников. Для них создаётся адаптированная программа адекватная их особенностям здоровья. Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование.
Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не интеграция, это более широкое понятие:
• дети живут вместе, в одной обычной группе;
• специалисты помогают детям;
• обычные группы изменяются;
• внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка;
• дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные;
• дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью;
• проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих;
• равные возможности для каждого.
Специальные учреждения для детей с ОВЗ создавали и расширяли разрыв между «больной» и «здоровой» частью общества. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей. Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.
ФГОС ДОУ даёт шанс улучшить перспективы детей. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развиваются коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. Задачи ФГОС для детей с ОВЗ:
- охрана укрепления физического и психического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка;
- формирование общей культуры воспитанников.
Основные принципы по ФГОС для детей с ОВЗ:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и само ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.
Инклюзивное образование в ДОУ, которое долгое время оставалось экспериментальной педагогической стратегией, в условиях нового времени становится оптимальным способом организации учебно-воспитательного пространства в детских садах, гарантирующим возможность реализации ряда приоритетных целей:
• обеспечение конституционного права граждан на получение качественного образования независимо от уровня психофизического развития;
• создание без барьерной развивающей среды, в условиях которой дошкольники с особыми образовательными потребностями могут уверенно социализироваться, а их сверстники с нормальными показателями здоровья — учиться толерантности, открытости, уважительному отношению к инвалидам;
• оказание консультационно-практической помощи родителям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ.
Инклюзивное образование в ДОУ — это нечто большее, чем просто совместное пребывание детей в едином учебно-воспитательном пространстве. Идея инклюзии в дошкольном образовании строиться на восьми базовых принципах, соблюдение которых является обязательным условием достижения поставленных педагогических целей: Ценность человека не зависит от его врожденных способностей и достижений. Каждая личность способна чувствовать и думать. Каждый имеет право быть услышанным и высказывать свои мысли, переживания, умозаключения. Все люди нуждаются друг в друге. Каждый нуждается в дружбе и поддержке со стороны ровесников, советах наставников. Прогресс всех обучающихся скорее определяется как-то, что люди могут делать, чем-то, что не могут. Разнообразие позволяет сделать все стороны человеческих взаимоотношений более полными. Подлинное образование может осуществляться только в рамках реальных взаимоотношений.
Инклюзивное образование имеет свои как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести:
• создание в детских садах специальных условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
• нахождение в условиях группы с детьми, с предоставлением воспитаннику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами;
• дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками, чувствуют себя на равных с другими детьми. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей;
• подготовка педагогического коллектива к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество;
• формирование в группе навыков толерантности, т. е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Что же касается минусов, так это то, что к сожалению инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.
Особенно хочется рассказать о детях с психоэмоциональным состоянием, которое часто близко к экстремальному, поэтому педагогами при работе с такими детьми используется метод «холдинга» (в переводе «держать, удерживать», разработанный американским психиатром Мартой Уэлч. Этот метод довольно-таки прост и состоит в том, что: первоначально ребенок находится с педагогом в конфронтации, что не должно пугать воспитателя, здесь главное – не пугаться крика, плача, взмахов руками, ногами, а иногда и и т. д. В таких случаях нужно попробовать его успокоить, глядя в глаза, дать понять, что его любят и переживают за его состояние. По истечении определенного времени ребенок начинает доверять педагогу, перестает сопротивляться, устанавливается контакт глазами, появляется улыбка. Постепенно, общаясь с воспитателем изо дня в день, ребенок разрешает себя обнять, подержать за руку и т. д., в связи с этим менять воспитателей, работающих с такими детьми, нельзя.
Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает воспитанников в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.