Анна Туганова
Инклюзивное образование детей с ОВЗ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Я считаю, что все люди одинаковы вне зависимости от их цвета кожи, физических, психических или интеллектуальных особенностей, все имеют право на образование. К сожалению, но в жизни случается так, что инвалидами не только рождаются, но и становятся. И нужно не забывать, что всем этим людям нужна наша помощь, но не изоляция. И помощь им нужна в двух направлениях: направленная на них самих, и, одновременно, на изменение его окружения, чтобы минимизировать предрассудки и, таким образом, свести на нет зависимость, расширить границы самостоятельности. На данный момент в нашей стране функционирует инклюзивное образование.
Публикация «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Инклюзивное образование- это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Главная отличительная черта инклюзивного образования и воспитания – это учёт индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и особых детей.
В инклюзивном образовании лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организованно так, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка.
Чтобы ввести инклюзивное образование в России, обсуждение шло десятилетиями. Детей с ОВЗ нельзя отбрасывать в сторону. Часто мы сами взрослые реагируем неадекватно. Это один из социальных и физиологических барьеров. Педагогу досталась миссия – ввести в общество детей с какими-либо физическими отклонениями. Невзирая на их недостатки, разных родителей, мы должны проводить работу. Ввести ребенка-инвалида в образовательный процесс, чтобы всем было обеспечено образование, включая всех.
Я предполагаю, что обучение детей с особенностями развития совместно со здоровыми сверстниками не должно вызывать такую волну негатива и высказываний о том, что это ни к чему хорошему не приведет. Давайте не будем забывать, что инклюзия означает – раскрытие любого ребенка с помощью образовательной программы, которая очень сложна, но соответствует его способностям. Наблюдая проявление враждебности, а иногда и силовые действия по отношению к детям с ОВЗ, я вижу необходимость размышления о «ценности жизни» инвалидов, в отстаивании интересов людей с умственными и психическими ограничениями, особо отмечая равную ценность всех людей, ясно отстаивая их право на жизнь и неприкосновенность. Уровень развития человека не должен выступать критерием в его праве называться человеком. И я, как педагог, считаю важным воспитание толерантности, терпимости и уважения у детей, начиная с дошкольного возраста, «стирать» барьеры и границы в сознании подрастающего поколения.
Я считаю, что конечно же главное – это человеческое отношение. И даже огромные государственные средства не могут решить проблему инклюзии, если мы не примем друг друга как самих себя.
Основные принципы инклюзивного обучения :
• Каждый человек способен мыслить и чувствовать.
• Человеческая ценность не имеет зависимости от его достижений.
• Люди не могут обходиться друг без друга.
• Каждый человек имеет право на общение.
• Образование может быть получено только в ходе взаимоотношений.
• Разнообразие улучшает жизнь всесторонне.
Для обучающихся прогресс заключается в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
Каждому человеку необходимо чувствовать поддержку близких людей.
Важно! Основной психологической причиной проблем с социализацией малышей с ОВЗ является отношение к собственной патологии, считает себя ребенок «нормальным» или «неполноценным». Введение данных принципов инклюзивного образования позволяет здоровым детям в детском саду общаться и играть с малышами с ОВЗ с пониманием.
Основной целью инклюзивного образования в детском саду является обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.
Задачи инклюзивного образования :
1. Обеспечение вариативности предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ.
2. Обеспечение комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
3. Оказание услуг психолого-педагогической, методической консультативной помощи родителям (законным представителям).
4. Совершенствование системы методического обеспечения и сопровождения инклюзивного образования, профессиональная компетенция педагогов.
5. Обеспечение доступной среды.
6. Формирование инклюзивной культуры.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:
1. Доступность – получение образовательных услуг по месту жительства
2. Социализация и социальная интеграция ребенка - прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях.
3. Личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных. Которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.
Ко мне в общеобразовательную группу ходил ребёнок с ОВЗ на протяжении 4 лет. Отношение детей, педагогов и другого персонала детского сада было всегда доброжелательное, уважительное. Оценивали всех детей одинаково. Другие родители и дети в группе и не подозревали, что у ребенка ОВЗ. После окончания детского сада он учиться в лицее на 4 и 5, как обычный ребенок. Всегда весёлый, озорной.
Уже заметна положительная тенденция в отношении к людям с ОВЗ. В последние годы в России значительно вырос интерес к интеграции детей с отклоняющимся развитием в общеобразовательную среду. Переход к инклюзивному образованию сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне с остальными членами общества.
Инклюзивное образование в полной мере помогает ребенку - инвалиду стать участником коллектива, реализовать свой потенциал и принести пользу обществу. Инклюзия в образовании важна, поскольку включенный в образование человек получает доступ в обществою. Часто мы слышим, что инклюзия-это сложно. Но ведь ценностные изменения всегда требуют усилий. А никакие нравственные изменения не происходят легко. Такой подход стирает границы в отношениях между детьми и уменьшает ошибки формирования личности. Никто не отрицает, что обучение здоровых детей и детей – инвалидов очень сложный процесс, но его стоит совершенствовать, создавая специальные программы и дополнительно подготавливая воспитателей к такой работе.
Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья были в наших массовых школах всегда.
Лев Семё нович Выготский писал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фокусирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Обучение детей с ОВЗ в одном коллективе со здоровыми сверстниками даёт возможность избежать данных проблем. Для этого и необходимо сформировать инклюзивную культуру в учебном коллективе. Ведь успешная социальная и образовательная инклюзия особых детей обеспечивается изменениями личностных смыслов и жизненной позиции.
Формирование инклюзивной культуры необходимо также при построении школьного и дошкольного сообществ, в которых каждый чувствует, что ему в школе и в детском саду рады, относятся к нему доброжелательно. Дети помогают друг другу. Дети и педагоги относятся друг к другу с уважением. В школе и в детском саду приняты инклюзивные ценности. Всех детей одинаково ценят. От всех учеников школы и детского сада ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, детских садов и дети, и родители разделяют идеологию инклюзии. Педагоги стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех детей во всех сферах образовательной жизни. Различия между детьми – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между детьми поддерживается. Деятельность школы и детских садов направлена на обеспечение полного участия детей с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Дети с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.
Каждый ребенок должен ходить в школу и детский сад, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три года назад.
ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что даже четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме.
Определение подходящего варианта для ребенка с ОВЗ происходит по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
Но я также понимаю, что в такой кропотливой и сложной, требующей большого терпения, работе должны учaствовать и логопеды, педагоги-дефектологи, инструкторы по ЛФК, тьюторы, а также координаторы по инклюзии.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно рaстет. Также отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефектов, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Мне кажется, что инклюзивное образование является шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей обрaзовательной системы. И со временем такие проблемы, как психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социaльной поддержки, установка пандусов, переоборудование мест, одноэтажный дизайн школы и так далее снизятся на нет.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Рaбота с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении : бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.
Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нaрушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.
По моему личному мнению, совместное обучение ребенка с особенностями развития в обычном классе никоим образом не навредит здоровым деткам, а наоборот, научит их состраданию, навыкам коммуникабельности, дружбе и доброму отношению к одноклассникам. Вопрос заключается ведь не в том, пострадают ли здоровые дети, а в том, будет ли образовательный процесс построен таким образом, чтобы способствовать развитию детей, а не разрушать это развитие. Для обеспечения успешности такого обучения, необходимо, чтобы особого ребёнка сопровождали несколько взрослых, которые помогут ему при решении той или иной трудности или проблемы так, чтобы этот ребенок чувствовал себя нужным и необходимым звеном при решении данной задачи, и при этом остальные дети занимались чем-то иным.
Особую роль играет создание необходимых условий в школе для детей с ОВЗ : наличие технических средств, так как многие школы не оборудованы для нужд особых детей. Главная задача администрации школы заключается в необходимости изменения территории, нужно сделать её подходящей под индивидуальные потребности детей; также нужно переоборудовать места общего пользования (класс, столовая, библиотека, уборные комнаты, перестроить въезд детей с ОВЗ в здание школы по пандусу, организовать кнопку вызова перед входом в школу, предусмотреть транспортную поддержку для доставки ребенка в школу ; введение в штат единиц специальных педагогов: сурдопедагогов, тифлопедагогов, дефектологов. Всё это требует дополнительного серьезного финансирования со стороны общественных и спонсорских организаций.
Школы могут решить многие проблемы самостоятельно, если поймут, что недостаток материальных ресурсов - это не единственный барьер во внедрении инклюзивного образования. Наибольшая проблема заложена в современном обществе: эгоистичность, нежелание пересматривать систему ценностей, повышенная агрессивность и неуважение к подобным людям. Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации, ущемления и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам.
Кроме того, инклюзивное образование способствует нравственному оздоровлению общества. Не стоит забывать, что составляет облик подлинного Человека — духовного и высоко разумного — человечность!
Я работаю в МБДОУ в котором есть группы для детей со сложной структурой дефекта. В эту группу приходят ребята с общеобразовательной группы, как волонтёры. Проходят совместные праздники, занятия. Дети приносят своим друзьям картины, которые они нарисовали сами. Ребята с радостью приходят в гости и помогают своим друзьям –детям с ОВЗ. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.