Ирина Данилина
Инклюзивная практика «Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы
с семьей в практике инклюзивного образования.
Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Выполняя определенные социальные функции, она удовлетворяет большую часть потребностей личности.
Публикация «Инклюзивная практика „Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья, где растёт и воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания со стороны общества и государства в целом, специалистов педагогического профиля в частности. Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: логопедом, психологом.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что:
• ДОУ создает условия для участия родителей в образовательной деятельности;
• осуществляет поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, вовлечении семей в образовательную деятельность;
• поддерживает образовательную инициативу семей воспитанников.
С какими проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие ребё нка с ограниченными возможностями здоровья:
• Умышленное ограничение в общении;
• гиперопека;
• непринятие родителями своих детей;
• отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ;
• страх ответственности;
• отказ от понимания проблем в развитии ребёнка, их частичное или полное отрицание;
• нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Основные цели психолого-педагогической работы :
- оказание психологической поддержки семьям детей с ОВЗ;
-повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи работы :
• Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, воспитывающих детей с ОВЗ.
• Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семей воспитанников.
• Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
• Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания и развития.
На что же направлена психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в нашем детском саду. В первую очередь на:
• Снижение эмоционального дискомфорта в связи с психофизическими и возрастными особенностями ребёнка;
• укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка с проблемами развития;
• формирование у родителей адекватного отношения к ребёнку с ОВЗ;
• установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.
Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ :
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
4. Принцип доступности.
Этапы работы или алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
1. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление её скрытых ресурсов, сбор информации о её социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребёнка и пр.
2. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.
3. Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи. Разработка карт реабилитации и определение дальнейшего образовательного маршрута детей.
4. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.
5. Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.
6. Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.
Методы:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи
3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
4. Наглядно- информационный метод: выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
«Совместная деятельность педагогов, специалистов, родителей, детей» - это разнообразные:
• конкурсы;
• индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей
• праздники (в том числе семейные);
• проектная деятельность.
Таким образом в организации работе в оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе к реализации их образовательных потребностей, важны последовательность, систематичность, учёт реальных возможностей как детей, так и родителей. Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребёнком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.
Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, обретают в себе уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют её в продуктивное взаимодействие со своим ребёнком