Светлана Федорчукова
Информационные технологии в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс детского сада информационных технологий. Опыт показывает, что информационные технологии являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: информационные технологии, телевизор, интерактивная рамка, ноутбук, мультимедийная презентация, дидактические игры.
Темочки:
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство [1]. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий, которые открывают дошкольной образовательной организации огромные перспективы, позволяющие достичь одной из главных целей - повышение качества образования и воспитания дошкольников [3].
Наш детский сад всегда отличался тем, что любые новшества, связанные с информационными технологиями, приветствовались и внедрялись. Так, например, с 2001 года в детском саду функционирует компьютерный класс, оборудованный современной техникой, имеются две интерактивные доски. Но мы не останавливаемся на достигнутом и большинство групп нашего детского сада оснащены современными техническими средствами - телевизором с USB портом, ноутбуками, интерактивными рамками.
Информационные средства позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых знаний и развивать интеллектуальные, творческие способности, но и обладают рядом преимуществ, а именно:
- представление информации на экране вызывает у ребенка огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- использование компьютерных игр предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье и неожиданные и необычные явления) [2].
В группе уже существует разработанные дидактические игры, тематические циклы и презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, оформленные в электронном виде, которые используются во время совместной деятельности с детьми. Например, в работе широко используются игры, соответствующие задачам развития и обучения, которые объединены по предметному или развивающему признаку и направлены на развитие познавательного интереса и творческого мышления. Предлагая игры из серии «Мир природы», мы знакомим детей с различными явлениями, их взаимосвязью, с растительным и животным миром, такие игры способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире. Играя в игры серии «Лишняя фигура», «Найди близнеца», «Найти силуэт животного» и т. д., развиваем способность формировать и группировать различные предметы, выделять общие свойства для них. Знакомить с понятием скорости и времени можно с помощью игр серии «Закономерности движения». Формировать у детей начальные математические представления, такие как прямой и обратный счет, счет с заданным шагом, состав числа, простейшие арифметические действия (сложение и вычитание) помогает серия игр «Забавная арифметика». Игры из серии «Буквы и животные», «Найди два предмета одного звука», «Веселая азбука» и т. д. учат детей узнавать графические представления букв, читать играть со словами. Умение экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве, способствуют игры серии «Ориентация в пространстве» и многие другие.
Использование мультимедийных презентаций дает возможность наглядно, предметно демонстрировать события и явление реальной жизни, рассмотреть сложный материал поэтапно, и обратиться не только к новой теме, но и повторить уже пройденный материал, более детально остановиться на вопросах, вызывающих особое затруднение. Например, при изучении темы «Поэзия народного костюма», встречаются старославянизмы, на которые стоит обратить особое внимание детей.
Благодаря наличию технических средств, кардинально упрощается работа по взаимодействию с родителями, которые получают информацию о том, чем занимался их ребенок в течении дня, консультации и рекомендации педагогов в вопросах воспитания и развития и др.
Таким образом, информационные технологии в нашем детском саду становятся ядром развивающей предметной среды, что является неотъемлемой частью общей системы педагогической работы, направленной на всестороннее гармоническое развитие каждого ребенка.
Список литературы
1. Урсова О. В. Интернет как двигатель профессионального развития учителя // XIII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании : Сб. трудов участников конференции. — М. МИФИ, 2003. - Ч. III. -0,1 п. л.
2. https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou43/page2910015.htm
3. https://festival.1september.ru/articles/625180/