МААМ-картинки

Информационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи

Лариса Богданова
Информационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Малыш» г. Дубны московской области

Выступление на педагогическом совете.

Информационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи.

Составила: Богданова Лариса Васильевна

воспитатель высшей квалификационной категории

2019 г.

Публикация «Информационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи» размещена в разделах

Цель речевой работы в ДОУ — содействие овладению детьми культурой речи.

Культура речи предполагает два уровня:

1) уровень — правильная речь (правильное произношение слов, правильное употребление слов по смыслу, грамматически правильная речь).

2) более высокий уровень — хорошая речь, для которой характерны все признаки культуры речи (правильность, точность, логичность, выразительность и т. д.).

Перефразируя цель:

Цель речевой работы с дошкольниками — развитие речи детей как средства общения, для которого важна хорошая речь.

Методы и приемы развития речи.

Метод - это способ достижения цели или осуществления чего - нибудь, в педагогике – способ взаимодействия педагога и детей.

Принято выделять три группы методов :

1) наглядные;

2) словесные;

3) практические.

Наглядные методы.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и т. д.

Словесные методы в детском саду связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).

Практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки.

Это дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, подвижные игры со словесным сопровождением. К практическим методам относятся также различные виды детской деятельности - конструирование, рисование, труд, моделирование и подобные, каждый из которых сопровождается разговором воспитателя и детей.

Приемы развития речи.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, т. е. приём – элемент метода, его составная часть, разовое действие.

Приемы развития речи :

1) Словесные

2) Наглядные

3) Игровые

Наиболее распространены следующие словесные приемы:

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо. Образец должен быть доступен для повторения, подражания.

Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, характеризующее качество выполнения ревой деятельности.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. Наглядные приемы обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Игровые приемы - внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты, употребление игровых форм оценки (фишки, фанты, аплодисменты, различные игры.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов.

Приемы развития речи составляют основную специфику методики.

В современной системе образования все чаще используется слово «технология» вместо традиционного «методика». Чем же отличается педагогическая технология от педагогической методики?

В связи с этим попробуем разобраться в таких вопросах:

что такое методика и что такое технология;

как описывать, предъявлять технологию;

Что такое методика и что такое технология?

И методика, и технология представляют собой форму организации процесса (в нашем случае процесса воспитания и обучения).

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Мы используем методики Гербовой и Ушаковой.

Технология в переводе с греческого обозначает «искусство», мастерство, умение.

Технология – это специальный набор форм, методов, способов, приёмов.

Например : два человека, независимо друг от друга готовят блюдо по одному и тому же рецепту, где прописаны и состав продуктов, и пропорции, и общая последовательность процесса приготовления - это технология.

Однако на выходе блюда имеют разный вкус и вид. Почему?

Потому что вы, использовали разные способы приготовления (разные методики, приемы, применяли свою последовательность приготовления, т. е. свою технологию. Поэтому и вкус конечного блюда будет у всех разный.

Тоже самое и в педагогике.

Если вы различные методы, приемы, средства обучения выстроите в определенную логическую цепочку в образовательном процессе, то и получите педагогическую технологию.

Отличие методик обучения от технологий обучения.

Методики всегда носят предметный характер, они определяют систему работы по

овладению умениями и навыками в одном учебном предмете.

Технологии часто не носят предметный характер, они могут быть реализованы

на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания.

В методике прописывается деятельность взрослого. В технологии описывается деятельность воспитанников.

Методика отвечает на вопросы «Чему учить?» «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной дисциплины т. е.

«Каким путём

можно достичь требуемых результатов

в обучении?»

Технология отвечает на вопрос «Как учить?», т. е. «Как можно достичь требуемых результатов гарантированно?»

Методика не обещает педагогу гарантированных результатов.

Это зависит от многих «если»

(если талантливый педагог, если

способные воспитанники, если

понимающие родители) Технологии подразумевают под собой определенную цепочку педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату

Используя методику, педагог в меньшей степени может использовать свои творческие способности (Зачем что – то придумывать, если уже кто – то все придумал) Технология носит ярко выраженный

персонифицированный характер

(творческий педагог).

Современные технологии речевого развития дошкольников.

Современные технологии речевого развития :

• здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика, сказкотерапия, пескотерапия)

• игровые технологии

информационно-коммуникационные технологии;

технологии проектной деятельности

технологии наглядного моделирования (мнемотехника, технология ТРИЗ, коллаж)

Здоровьесберегающие технологии :

Развитие речевого дыхания

Пальчиковая гимнастика биоэнергопластика

Артикуляционная гимнастика

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная и дыхательная гимнастика, которые состоят из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Считается, что «…применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка». Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.

Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики.

Качели

На качелях мы качались,

Высоко вверх поднимались,

Вверх—вниз, вверх —вниз,

Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 3.

Часики

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз и т. д.

Просмотр видео занятий по биоэнергопластике.

В практике работы удалось совместить биоэнергопластику с таким направлением работы, как сказкотерапия.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

Приёмы сказкотерапии :

• чтение или рассказывание;

• пересказ по опорному плану;

• обсуждение и словесный анализ;

• рисование сказки;

• артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:

o театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;

o изотерапия:

• дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);

• сочинение собственных сказочных сюжетов;

• эмоциональные и актёрские тренинги;

• подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.

«Лего – технология, как способ развития речи дошкольников».

Использование в педагогической практике лего- конструирования в игровой деятельности, известно давно. А при применении в совокупности определенных навыков, умений, знаний можно использовать лего- конструирование, как технологию.

Способствует:

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

• формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

• дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и цвету;

развитию мелкой моторики рук ;

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становиться важной частью подготовки каждого ребёнка к школе.

Можно сочетать лего конструирование с пальчиковыми играм.

Информационно-коммуникативные технологии

• Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям (энциклопедии).

• Создание презентаций в программе Microsoft Office РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится своеобразным планом занятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.

• Компьютерные игры (обучающие).

Технология проектной деятельности

Технология дает возможность сконцентрировать материал по проблеме развитие связной речи у детей, повысить уровень собственной компетентности по этой проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Музейная технология (мини – музей) как средство развития речи дошкольников.

Актуальность: развивать речь дошкольника, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно-эстетической деятельности.

В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта материальным миром. Приобретение такого опыта возможно с помощью создания мини- музеев. В мини – музее ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами в непосредственной деятельности с ними.

Важная особенность этой технологии – участие детей и родителей в обогащении развивающей среды.

Цели педагог ставит в зависимости от тематики музея.

Тематика и содержание мини – музеев может самое разное:

Мини – музей «Деревянной игрушки»

Мини – музей потешек

Мини – музей «Куклы»

Мини – музей «Матрешки» и т. д. соответственно возрасту.

Технологии наглядного моделирования (мнемотехника, технология ТРИЗ, коллаж)

Моделирование – это исследование каких – либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Модель – это любой образ (мысленный или условный, изображение, описание, схема, чертёж, график) какого – либо процесса.

Технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Основная цель ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через игру, и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное обсуждение.

Мнемотехника - это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.

Коллаж - представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Использования коллажа позволяет развивать навык составления описательного рассказа, установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

Техника коллажа дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть : фотографии, картинки из журналов, разноцветная бумага, ткань, фольга, растения, краски, различные детали. Коллаж создается путем наклеивания на бумагу или холст различных деталей, объединенных одной тематикой.

Как описывать, предъявлять технологию.

Для предъявления технологии необходимо описать следующие этапы:

Актуальность (обоснование)

Цель

Средства достижения цели (диагностические задания, конспекты занятий, игры и т. д.)

Продукт (результат) (чему научились)

Публикации по теме:

Эффективные методы и приёмы в работе с родителями Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь.

Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Антошка» Доклад «Методы и приемы,.

Информационные технологии в музыкальном воспитании в ДОУ Информационные технологии в музыкальном воспитании в ДОУМБДОУ "Детский сад "Радуга" муз. руководитель Шашкина Н. Ю. Компьютеризация образовательного.

Информационные технологии в работе ДОУ Выступление на М/О в МАДОУ детский сад № 106 Тема: Информационные технологии в работе ДОУ. Дата проведения: 24.02.19г. Учитель-логопед:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста» Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает.

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.

Нетрадиционные методы и приемы рисования манкой, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения у ребенка Нетрадиционные методы и приемы рисования манкой,направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения у ребенка ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой. Морева Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ г. Яровое детского сада №28 А давайте вспомним.

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: оказание.

Презентация «Семинар по речевому развитию «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи
Опубликовано: 31 марта 2019 в 21:04
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД