Альбина Хайдарова
Эффективные методы и приёмы в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Публикация «Эффективные методы и приёмы в работе с родителями» размещена в разделах
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.
В своей работе с детьми зачатую приходится сталкиваться с такими проблема, как отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Педагоги детских садов готовы оказать помощь в воспитании детей. Важно знать запросы родителей, ориентироваться на потребности семьи.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов и родителей. Их суть - донести до родителей знания.
Традиционные делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным относятся конференции, «круглые столы», общие и групповые родительские собрания, и др. К индивидуальным - педагогические беседы, консультации, к наглядно-информационным - уголки для родителей, папки-передвижки, презентации, тематические выставки рисунков, выставки конкурсных работ, фотовыставки и фотоколлажи, аудио-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий.
Нетрадиционные формы делятся на информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные, досуговые. Целью информационно-аналитического направления является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности и включает в себя: анкетирование, консультации, составления социального паспорта семей, изучение специальной литературы: книг, статьей, материал в интернете. Целью познавательного направления является обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Сюда входят семинары-практикумы, педагогический брифинг, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Досуговые необходимы для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. К ним относятся совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. Наглядно-информационные в свою очередь делятся: на информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Целью является ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. К ним относятся разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!», позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Я расскажу как это организовано в нашей группе.
Одной из традиционных форм общения с родителями является беседа. Ведя беседу с родителями, мы всегда используем индивидуальный подход к каждому из них. Для того, чтобы они хотели с нами общаться, мы сами демонстрируем свою готовность общаться с ними и они это видят. И здесь мы используем обязательно искреннюю, доброжелательную улыбку.
Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Особенно в случае недопонимания, мы обязательно начинаем беседу с имени-отчества родителя. Такое обращение служит подтверждением их важности, признания качеств, достоинств, статуса и вызывает у них моральное удовлетворение. И зачастую является решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Также в беседе обязательно используем косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому мы не акцентируем внимание на плохом. Сначала рассказываем об успехах и только в конце тактично ведуем о проблемных сторонах ребенка. Используем мы и прием присоединения, т. е., общее. Как можно реже употребляем местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорим; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» и т. д.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы на собраниях строим общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует более тщательной и длительной подготовки, но и результат ощутим. На собраниях мы используем различные игры, решаем логические задачи. Вначале собрания используем игры для снятия эмоционального напряжения, создания свободной, доброжелательной атмосферы, ближе к концу демонстрируем презентацию с участием детей. Такого рода презентации им очень нравятся. Они получают удовольствие при виде своего ребенка, играющего со своими сверстниками. После таких родительских собраний мы замечаем, что родители реже начали интересоваться только тем, что ели и как спали их дети, а начали интересоваться именно развитием их детей. Они задают такие вопросы, как, например, какую художественную литературу читать детям дома, как нужно и нужно ли проводить беседу по прочитанному, какие дидактические игры нужно играть с детьми их возраста и т. д.
В числе традиционных форм работы пользуются успехом и консультации. Групповые – на стендах, в папках-передвижках, индивидуальные – по запросам.
В настоящее время мы часто используем проектные работы. Использование метода проекта в нашей группе стал способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой. Метод проекта улучшает и развивает ответственность, инициативность, помогает учиться работать в команде и стремиться достичь единой поставленной цели. Наши родители охотно участвуют в них и интересуются результатом каждого этапа. Конечный результат проектных работа – это заслуга родителей.
С целью активизировать родителей в участии в конкурсах поделок мы зачастую рассказываем им на собраниях, как важны такие выставки. Говорим, что они укрепляют внутрисемейные отношения, сплачивают семью, стимулируют детей к творчеству, учат видеть необычное в простых вещах, воспитывают интерес к окружающему миру.
После конкурсов мы всегда награждаем родителей грамотами.
Одной из форм проведения общения с родителями в нетрадиционной форме являются досуги. Родители нашей группы являются активными участниками на утренниках и всегда положительно отзываются о проведенных праздниках.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется нашей интуицией, инициативой и терпением, умением стать профессиональным помощником в семье.
Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.