Софья Рязанцева
«Жаворонки». Информационно-творческий проект по знакомству детей с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.
Данный проект призван внести свой вклад не только в знакомство с традиционной народной культурой, но и ее возрождение и актуализацию в современных городских условиях на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также в кругу семьи.
Цель:
Познакомить детей с народным праздником «Встреча жаворонков», с традициями и обычаями русской культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство детей с русскими обычаями встречи весны, используя различные виды деятельности дошкольников;
- Расширение словарного запаса детей;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и интерес, интеллектуальные способности детей;
- Развивать эстетическое представление о русском фольклоре, в котором сочетается слово, музыкальный ритм, напевность;
- Развивать мелкую и общую моторику детей при работе с тестом, бумагой, природным материалом;
-Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие;
-Способствовать развитию речи.
Воспитательные:
- Вызвать эмоционально-положительный отклик к результатам своей работы;
- Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
Новизна проекта:
Ежедневно каждое занятие начинается с приветственных песенок, потешек, закличек, которые не меняются на протяжении всего проекта. Эти игры помогают детям сплотить коллектив, создают положительный эмоциональный фон.
Паспорт проекта:
Вид: игровой, групповой, творческий.
Участники: дети группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.
Сроки реализации: с 17 марта 2025г. по 21 марта 2025г.
Принципы реализации проекта:
-доступности;
-систематичности;
-индивидуального подхода;
-комплексно-тематический;
-игровая подача материала;
-двигательной активности.
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Подготовительный.
До начала реализации проекта проводится следующая работа:
- Составление перспективного плана мероприятий проекта;
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр;
- Подбор народных обычаев, музыкального материала по теме;
- Изготовление элементов русского народного костюма.
Второй этап. Основной.
Образовательная область - Социально-коммуникативное развитие.
- русская-народная игра «Перелет птиц»;
- народная игра «Ручеек»;
- старо-русский обычай «Водить хоровод».
Образовательная область – Познавательное развитие.
- беседа о празднике, традициях и обрядах народа;
- беседа о перелетных птицах и повадках;
- беседа о весенних изменениях в природе;
Образовательная область - Речевое развитие.
- просмотр иллюстраций книги Г. Снегирёва «Про птиц»;
- чтение сказок, стихов, пословиц про весну;
- разгадывание загадок с образами весны;
- заучивание потешек, поговорок, закличек.
Образовательная область - Художественно-эстетическое развитие.
- пение закличек «Жавороночки-перепёлочки», «Весна красна», «Солнышко»;
- пение песенок про весну;
- игра на свистульках;
- слушание музыки о весне: А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», П. Чайковский «Жаворонок».
Образовательная область - Физическое развитие.
- подвижная игра «Жаворонок»;
- дыхательные упражнения «Ручеек звенит»;
- пальчиковые игры «Сова», «Весна», «Жаворонки прилетали».
Третий этап. Заключительный.
- НОД «Лепка жаворонков из соленого теста»;
- консультации для родителей: «Жаворонки».
Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- предложенные игры и упражнения помогут приобрести подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
- родители и дети получат необходимые знания по данной теме, которые в свою очередь послужат мотивом для возрождения доброй семейной традиции;