Нина Саулина
Информационно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Участники проекта:
Воспитатели, дети и родители младшей группы
Название проекта:
«Профессии»
Тип проекта:
Информационно-творческий, групповой, краткосрочный
Проблема:
В ходе бесед с детьми и анализа их деятельности вовремя нод и самостоятельной игры выявлено, что у детей сформированы недостаточные представления о профессиях родителей, и о профессиях в целом. Возникла необходимость в получении знаний и навыков, способствующих более глубокому усвоению детьми знаний о профессиях, развитию интереса к труду, воспитанию уважения к труду человека любой профессии и желания беречь то, что сделано людьми.
Публикация «Информационно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста „Профессии“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:
Комплексная (познавательная, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная, творческая, двигательная, восприятие художественной литературы, взаимодействие с родителями.
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в том, что формирование представлений детей о мире труда и профессий – это важный процесс, который нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. В 3 - 4 года через игровую деятельность ребенок с большим желанием начнет приобщаться к труду. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Обогащение и расширение представлений о профессиях и труде человека, поможет формированию у ребенка положительного отношения к труду. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям, к их труду.
Целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей поможет способствовать расширению кругозора и воспитанию трудолюбия. Дети научаться осознанно играть в сюжетно-ролевые игры, используя полученные знания, а также смогут использовать их в жизненных ситуация, что будет способствовать их социализации.
Особенно важно приобщать к проектной деятельности по данной теме родителей и законных представитель ребенка, ведь основная масса знаний поступает из семьи.
Цель, задачи, ожидаемый результат
Цель проекта:
Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности, развитие познавательной активности и кругозора детей, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;
формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых;
продолжать знакомить детей с профессиями своих родителей;
развивать познавательную активность;
развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
активизировать внимание и память;
развивать коммуникативную компетентность детей;
развивать словесно-логическое мышление и речь детей;
продолжать учить детей делать различные поделки, рисунки аккуратно, эстетично;
воспитывать умение любоваться красивым;
воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Гипотеза:
Целенаправленное знакомство с профессиями, воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду взрослых, будет осуществляться более эффективно при регулярном непосредственном вовлечении детей в трудовую деятельность (поручения, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, труд по обслуживанию игр и деятельности, наблюдения и игровую деятельность.
Ожидаемый результат:
- вызвать интерес к окружающему миру,
- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- обеспечить активность ребенка в процессе его социализации;
Активная работа родителей по трудовому воспитанию детей в семье.
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских работ по художественному творчеству: рисунки «Профессии наших родителей», аппликация «Мы - парикмахеры».
Создание уголка «Трудовое воспитание»
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических и настольных игр.
Картотеки дидактических игр, ситуаций, бесед, загадок, стихов.
Сборник сказок для сказкотерапии.
Тематический альбом «Профессии».
Консультации для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду», «Начинаем знакомство с профессиями с младшего дошкольного возраста».
Памятка «Полезные советы для родителей по трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Анкетирование «О трудовом воспитании в семье».
Оформление плаката «Труд и терпение превращаются в умения!».
План мероприятий по реализации проекта
1 этап - подготовительный
Диагностирование детей, выявление проблемы и определение темы проекта. Постановление цели и задач.
Создание предметно-развивающей среды: книги со стихотворениями, раскраски, иллюстрации, пазлы, пальчиковые, дидактические, настольно-печатные игры по ознакомлению с профессиями.
Создание уголка «Трудового воспитания».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических и настольных игр.
Картотеки дидактических игр, ситуаций, бесед, загадок, стихов.
Сборник сказок для сказкотерапии.
Консультации для родителей по теме «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду», «Начинаем знакомство с профессиями с младшего дошкольного возраста».
Памятка «Полезные советы для родителей по трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Анкетирование родителей «О трудовом воспитании в семье».
Предложить родителям провести беседу с детьми дома о своих профессиях (кем работают, что им необходимо для выполнения).
Оформление плаката «Труд и терпение превращаются в умения!».
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности. Определение способа представления результатов проекта.
2 этап - основной
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Познавательная деятельность:
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все профессии нужны. Все профессии важны»
Беседы «Что такое профессия?», «Профессия-водитель», «Кем работают мама с папой?», «Как мы можем помочь дворнику?», «Кто построил детский сад?», «Профессия-врач, медсестра», «Профессия-продавец», «Профессия-повар», «Кто нас воспитывает» (работники ДОУ).
Развлечение «Научим Мишку Топтыжку трудиться»
Художественно-эстетическое развитие:
Проведение НОД по рисованию «Профессии наших родителей», аппликации «Мы - парикмахеры».
Музыкальная деятельность:
Прослушивание музыкальных произведений.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: разрезные картинки «Профессии», «Подбери картинку», «Угадай по описанию», «Назови профессию», «Кто что делает?», рассматривание иллюстраций и картинок с разными профессиями.
Настольные игры: «Профессии», «Волшебный мешочек», «Пазлы», Лото, «Найди пару», «Домино», «Найди инструмент».
Пальчиковые игры: «Капуста», «Варим компот»
Театрализованная деятельность: игра - ситуация «Варя у парикмахера» Н. Ф. Губанова
Социально-коммуникативное развитие:
Знакомство с дежурством по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.
Трудовое воспитание: Наблюдение за трудом помощника воспитателя, дворника.
Сюжетно-ролевые игры: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Шоферы», «Пожарники», «Салон красоты», «Кафе», «Детский сад», «Готовим обед», «Сделаем прическу кукле Маше», «Лечим кукле Даше горло», «Доставим груз».
Словесные игры: «Доскажи словечко», «Из чего компот?», «Что делает рабочий?», «Профессии», «Угадай кто это», «Магазин посуды», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Угадай профессию».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Лихой шофер», «Мы сегодня поварята», «Башенки», «Воробушки и автомобиль».
Развлечение «Научим Мишку Топтыжку трудиться»
Физкультминутки «Кем хотите стать вы, дети?».
Речевое развитие и чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит», С. Михалков «Дядя Степа», А. Барто «Мы с Тамарой», Н. Найденова «Ольга Павловна», Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»
Отгадывание загадок о профессиях, составление рассказов по картине
Продуктивная деятельность:
Рисование, лепка, раскрашивание раскрасок по теме.
Конструирование из строительного материала «Строим дом», «Магазин инструментов».
Взаимодействие с семьей: родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников», рассказ родителей о своей работе детям; рекомендации по подбору иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях дома.
3 этап – заключительный
Выставка детских работ по художественному творчеству: рисунки «Профессии наших родителей», аппликация «Мы - парикмахеры».
Оформление уголка «Трудовое воспитание»
Оформление плаката «Труд и терпение превращаются в умения!».
Тематический альбом «Профессии».
Дети закрепляют знания, полученные в ходе проекта.
Опрос детей «Что интересного узнали?»
Обеспечение необходимой информацией родителей.
Подведение итогов работы над проектом.
Оформление паспорта проекта.
Результаты проекта
В итоге проделанной работы над проектом у дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Более подробно познакомились с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей воспитанников.
У ребят сформировались обобщенные представления о структуре трудового процесса; активизировалась познавательная деятельность; повысится интерес к профессиям взрослых и трудовым действиям; сформировалось чувство уважения к людям разных профессий, умение организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.
Дети активно участвовали во всех видах деятельности, доводили начатое дело до конца, договаривались в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности, навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволила осознанно освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к их социализации.
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию. Также они активно участвовали в мероприятиях, организованных в рамках проекта.