Ирина Шмурыгина
Информационно-творческий проект «Озорной проказник — дождь» для детей старшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагается информационно - творческий проект «Озорной проказник - дождь».
Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом Экологии. Именно это позволило нам сформулировать и обосновать актуальность нашего проекта :
Актуальность нашего проекта :
1. Недостаточность знаний детей о летнем явлении природы – дождь.
2. В процессе проектной деятельности дать возможность детям получить разнообразную, доступную и интересную информацию по теме проекта.
Публикация «Информационно-творческий проект „Озорной проказник — дождь“ для детей старшей возрастной группы» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Погода и природные явления
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
На этапе предварительной работы, разучивая стихотворение «Лужи», и беседуя с детьми по его содержанию, мы завели разговор о том, нужен ли вообще человеку и природе дождь? Что это за явление природы, почему он возникает, какой бывает, кто его придумал, всегда ли он приносит пользу? Дети с интересом включились в обсуждение, высказывали свои мнения, делали предположения, размышляли. Одни ребята говорили, что после дождя появляется радуга, и что это очень красиво, доказывая, что дождь нужен. Что после дождя начинают расти трава и другие растения, все вокруг оживает. Другие говорили, что во время дождя можно промочить ноги и простудиться, а болеть, как известно, никто не любит, и что вообще дождь может стань одной из причин наводнения или вообще экологической катастрофы. Тогда мы все вместе решили разобраться и найти ответы на все интересующие нас вопросы и выяснить, что же все таки это за явление природы, о котором написано так много картин, стихов, песен, и вообще, друг он или недруг человеку!
Именно так мы подошли к проблеме нашего информационно-творческого, краткосрочного, группового проекта : «Озорной проказник - дождь», и заключалась она в следующем: «Что такое дождь? Как он возникает? Нужен ли он человеку?»
Работа проводилась с учетом интеграции образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Художественно –эстетическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
-«Речевое развитие»
Она включала в себя интеграцию разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно -исследовательской, изобразительной и других.
Нами была определена следующая цель:
Развитие познавательных, творческих и речевых проектных умений старших дошкольников, в процессе ознакомления с летними явлениями природы, которые бывают перед и после и во время дождя.
И задачи проекта :
Активизировать речевую деятельность, продолжать формировать умение задавать и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения; обогащать словарный запас по теме проекта, расширить представления о названиях видов дождя : «ливень», «косой», «моросящий»; «шаровая молния», «метеоролог», «гидрометеостанция», «дамба», «Гидрометцентр», «стихийное бедствие».
- Формировать умение выстраивать конструктивные отношения, работая в паре, группе; рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов.
- Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи, добывать знания из разных источников о стихийных бедствиях, возникающих вследствие проливных дождей, и их последствиях.
- Создать условия для развития желания и готовности включаться в самые разнообразные начинания, требующие поиска, выдумки, формировать умение создавать и воплощать собственные замыслы в различных видах деятельности.
На первом этапе работы, предложив детям материалы для художественно-творческой деятельности, а именно бумагу и цветные карандаши, мы решили посмотреть, а что же сами воспитанники знают о дожде, каким они себе его представляют. Ребята охотно принялись за работу. Они рисовали радугу, тучи, лужи, детей, гуляющих под дождем, цветы и грибы, растущие под дождём.
Изображали проливной и моросящий дождь, даже не подозревая о том, что у дождя могут быть названия!
Получились интересные детские работы, ставшие первым продуктом нашего проекта и экспонатами групповой выставки «Такой разный дождь».
Далее, рассматривая и обсуждая с детьми содержание их рисунков, мы пришли к выводу, что дети владеют неплохим объемом информации о роли дождя в жизни человека и в природе.
На этом этапе работы над проектом, заинтересованность детей и активность родителей начинала возрастать. Ребята стали приносить самую разноплановую информацию начиная от загадок, стихов, раскрасок и заканчивая богатейшим иллюстративным материалом. Таким образом, благодаря совместным усилиям в группе нами была организованна тематическая выставка иллюстративного материала, и дети могли в свободное время обращаться к ее экспонатам, рассматривать, обсуждать увиденное, делиться впечатлениями.
С целью обогащения знаний и представлений детей нами была подобрана интересная слайдовая презентация «Природные явления».
В процессе просмотра, которой дети узнали:
1. Что «Природные явления» - это все изменения, которые происходят в природе (смена дня и ночи, смена времён года и т. д.).
2. О том, что сезонные явления природы - это природные явления, связанные именно со сменой времё н года: осень - зима, весна - лето.
2. Что такое дождь и чем он отличается от снега, почему летом очень редко, но может пойти снег.
3. Похож ли летний дождь на весенний и осенний. В чем их сходства и различия.
4. Познакомились с новыми понятиями, обозначающими названия дождя : «моросящий», «косохлёст», «слепой», «ливень» и т. д., поупражнялись в умении определять название каждого из видов дождя.
5. Расширили представления о термине «град», уточнили причину его возникновения, обсудили его опасность для человека и природы.
6 Уточнили что дождь, град, туман, роса и облака- всё это вода, в разных её состояниях.
7. Уточнили причины возникновения грома и молнии, опасности, которые они представляют для человеческой жизни, меры предосторожности.
8. Рассмотрели такое явление природы как радуга, закрепили знания основных ее цветов и причину ее появления именно после дождя, уточнили представления детей о том, всегда ли после дождя появляется радуга и с чем это бывает связано.
К нашему счастью, или наоборот, но июль выдался дождливым, и во время организации прогулок мы несколько раз могли наблюдать за тем, какие изменения происходят в природе после дождя. Дети с увлечением и неподдельным интересом рассматривали лужи, сравнивали их по форме, глубине и размеру, делая вывод, что они все абсолютно разные и неповторимые, обращали внимание на деревья и другие растения, покрытые каплями дождя, восхищались их красотой и прозрачностью. А также обращали внимание на то, что не только на растениях, но и на разных постройках и игровом оборудовании остаются капли дождя, что они отличаются по размеру и форме.
Но наши воспитанники и предположить не могли, что дождь может быть не только помощником человека и природы, но и злейшим врагом человека, что он бывает смертельно опасен и разрушителен, не только для человека, но и для птиц, растений, животных, насекомых и вообще для целых городов и поселков. Об этом мы узнали в ходе организованной беседы об опасности, которую может нести летнее явление природы – «дождь». Дети познакомились со спецификой работы Гидрометеостанций, о важности и необходимости труда людей, работающих в этих организациях, о необходимости своевременной, достоверной информации о предстоящих погодных условиях, и о трагедиях, которые могут за собой повлечь не точные или что еще хуже неправильные прогнозы метеорологов. И даже узнали о том, что 23 марта, является Днем работников гидрометеорологической службы России.
Очевидно, что дети были увлечены и заинтересованы содержанием прошедшей беседы, услышанное вдохновило их на проявление творчества в разных видах самостоятельной деятельности. Так в процессе конструктивной деятельности у нас получился свой собственный и неповторимый Гидрометцентр.
А также специальные резервуары для хранения запасов воды, как альтернатива дамбе, во избежание возникновения наводнений, вызванных проливными дождями.
Завершая работу над проектом, мы решили с детьми сами побыть в роли дождя, только, доброго, веселого и озорного. Но для этого нам потребовалась помощь наших родителей. Детям совместно с родителями было предложено изготовить самодельные брызгалки для получения эффекта струек дождя. Надо сказать, что к сожалению, не все родителя откликнулись на наш призыв, к изготовлению брызгалок, но те, кто решился отнеслись к этому процессу творчески. Так у нас получился второй продукт проекта выставка совместных работ - «Чудо брызгалки».
Оказалось, что брызгалку можно использовать и не по прямому её назначению. На прогулке дети стали наполнять водой из неё ведёрки, поливать цветы на клумбе, опрыскивать листву деревьев, а ещё оказалось, что брызгалкой можно рисовать самые разнообразные, забавные картинки, жаль только, что вода быстро испарялась от жаркого, палящего солнца, и рисунки исчезали. Вот что у нас получилось.
В итоге, хочется отметить, что наш, хоть и краткосрочный проект, имел огромное познавательное значение. Воспитатели, дети и родители получили колоссальный опыт общения, узнали много нового и интересного, и имели возможность самовыражения. Все поставленные цели и задачи нами были реализованы. Единственное - хотелось бы более активного участия родителей, хотя если учесть, что это наш первый совместный проект (дети только перешли к нам из средней возрастной группы, то для начала совсем неплохо.