Ксения Крать
Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая родина-город Луга»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя малая родина-город Луга
Актуальность.
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Темочки:
- Мой город. Проекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем посёлке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Сроки реализации проекта : долгосрочный. (сентябрь- май)
Участники проекта : воспитанники старше-подготовительной группы, родители, педагоги детского сада.
Проблема: дети не задумываются о том, что село, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего села, достопримечательности.
Цель: Расширение представлений дошкольников о родном городе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта :
• Формировать любовь к родному городу, детскому саду, семье и интерес к прошлому и настоящему города;
• Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, городу, детскому саду, стране;
• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе);
• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края;
• Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов, бесед, прогулок.
• Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.
Предполагаемы результат:
• Сплочение участников проектной деятельности;
• Формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, к своей семье;
• Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду.
• Формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свой край, свою малую Родину.
• Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный: - изучение методической литературы; - составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования; - обогащения развивающей среды группы, анкетирование родителей (приложение №1).
2 этап. Основной:
- беседы с детьми;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- показ презентации о достопримечательностях;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
3 этап. Заключительный:
- оформление альбома об истории и достопримечательностях города Луги;
- викторина «Знатоки города Луги»;
- презентация проекта «Моя малая родина».
Тематическое планирование
Месяц Тема Цель Совместная деятельность педагога с детьми
Сентябрь «Как возник наш город» Расширять представление о родном городе, истории его возникновения. 1. Экскурсия в библиотеку
Беседа: «История нашего города»
2. Экскурсия: «Путешествие по родному городу»
3. Рассматривание старых
фотографий города Луги.
4. Составление карты города.
5. Мониторинг
6. Консультация для родителей (приложение№2)
Октябрь «Родной город» Продолжать уточнять представления детей о городе в котором мы живем. Закреплять знания детей о ближайшем окружении детского сада. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родному городу и детскому саду. 1. Целевая прогулка:
2. Беседа: «Где я живу. Мой адрес»
3. Рисование: «Там где я живу красиво»
4. Создание с детьми альбома «Мое родной город»
Ноябрь «Родная семья» Закрепление представлений детей о семье, родственных
отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим родным, к членам своей семьи. 1. Беседа: «Как я помогаю родителям» (об обязанностях, которые дети выполняют дома)
2. Рисование: «Моя семья»
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
4. Выставка семейных фотографий.
Декабрь «Предметы русского быта» Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т. д.). 1. Экскурсия в Лужский историко-краеведческий музей «Как рубаха в поле выросла»
2. Беседа на тему: «Русская печь»
3. Рисование по сказке
«Гуси лебеди»
Январь «Народные промыслы» Познакомить детей с видами декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, с их характерными особенностями. 1. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве.
2. Рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.
3. Заучивание стихотворений о народных промыслах.
4. Экскурсия в Лужский историко-краеведческий музей на мастер-класс «Украшение льняного платочка»
Февраль «Традиции и обычаи русского народа» Познакомить детей с историей русского народа: традициями, обычаями;
Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа. 1. Презентация: «Обычаи и традиции русского народа»
2. Экскурсия в Лужский дом культуры (рассматривание русских национальных костюмов).
3. Проведение русских народных игр, хороводов.
4. Разучивание пословиц, поговорок, закличек.
Март «Государственные символы России»
Познакомить детей с государственными символами России;
расширять представления детей о государственной символике и их историческом происхождении.
Познакомить с гербом города Луги. 1. Разучивание стихотворения В. Степанова «Флаг России», «Герб России»
2. Рассматривание экспонатов с государственной символикой.
3. Дидактическая игра «Сложи свой герб»
4. Выполнить рисунок «Герб нашего района»
5. Викторина «Что? Где? Когда) по символике РФ и города.
Апрель «Родная природа» Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о природе своего родного края. 1. Экскурсия в лес.
(Закреплять знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях в природе)
2. Беседа: «Дикие животные родного края»
3. Игровая ситуация «Кто в домике живет»
4. Беседа: «Перелетные птицы»
Май «Достопримечате
льности нашего города» Формировать знания о достопримечательностях города Луга, прививать бережное отношение к ним. 1. Экскурсии в парк Патриот, к мемориалу «Лужский рубеж», к стелле «Город воинской славы».
2. Участие в концерте для ветеранов
«9 мая - День победы»
3. Открытое итоговое мероприятие «Мой любимый город Луга» (приложение №3)
4. Мониторинг (приложение №4)
Достигнутые результаты
• В ходе реализации проекта дети познакомились с историей возникновения города Луги;
• У детей расширились и пополнились знания о достопримечательностях города, традициях и праздниках, которые отмечаются в городе;
• Дети стали больше интересоваться событиями, стали более отзывчивы, любознательны;
• Повысился уровень активности родителей в организации детской деятельности.
Список литературы.
1. «Беседы о детях- героях Великой Отечественной войны» Т. А. Шорыгина. ООО «ТЦ Сфера», 2011.
2. «Знакомим детей с малой Родиной» Н. Г. Пантелеева. ООО «ТЦ Сфера», 2011
3. «Луга на почтовых открытках» А. В. Носков 2012 г.
4. «Мы живём в России» Старшая группа. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
5. «Наша родина- Россия» Т. А. Шорыгина ООО «ТЦ Сфера», 2011.
6. «Незнакомая Луга» В. И. Хрисанфов 2009г.
7. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы. Н. в. Алёшина. ООО «ЦГЛ», 2005.
8. «Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. ООО «Т Ц Сфера», 2007.
9. Проект «Герои дней воинской славы» А. И. Колобанова Издательство «Учитель», 2011.
10. «Промыслы и ремесла крестьян Лужского уезда» С. В. Степанов, 2011 г.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?
а) да
б) нет
в) сомневаюсь
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие родного края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?
а) знаю хорошо
б) не знаю
в) что-то знаю
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного края?
а) беседы и наблюдения во время семейных прогулок, поездок, путешествий;
б) совместная информационно-творческая деятельность (изготовление поделок к памятным датам, чтение художественной литературы данной тематики и т. д.);
в) обращение к семейным традициям (просмотр семейных фотографий, знакомство с родословной семьи, профессиональной занятостью её членов, традиционные семейные кулинарные блюда и т. д.)
4. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?
а) чем раньше, тем лучше
б) в начальной школе
в) не вижу необходимости в краеведческом воспитании
5. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю – это задача :
а) ДОУ
б) семьи
в) совместная работа ДОУ и семьи
Спасибо!
Приложение №2
Консультация для родителей.
«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах. Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Рекомендации для родителей.
1. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
2. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
3. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
4. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
5. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. 6. Расширяйте собственный кругозор.
7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
9. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 3
Конспект образовательной деятельности
с детьми группы старше-подготовительного возраста (5-7лет)
«Мой любимый город — Луга»
Цель: формирование чувства любви к родному краю.
Задачи:
Образовательные
-Расширить кругозор детей о разнообразии, особенностях Флоры и Фауны Лужского района.
- Познакомить с понятием «Красная книга»
- Расширять представления о достопримечательностях города Луга.
Развивающие
-Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу Луга, Лужскому краю.
-Развивать познавательный интерес и любознательность к окружающему миру, расширять познания об особенностях 47-го региона Ленинградской области.
- Развивать коммуникативные функции речи.
-Обогащать и активизировать словарь детей названиями деревьев, плодов, листьев этих деревьев.
- Развивать умение детей оценивать результаты выполненной работы.
- Развивать психические процессы. (слуховое внимание, тактильное восприятие, зрительное внимание)
Воспитательные
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе своего края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.
-Воспитывать чувство ответственности, сопричастности за то, что происходит в городе, крае, стране, воспитывать уважение к землякам, жителям города.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
- Воспитывать умения играть честно, выполнять правила.
Предварительная работа: чтение литературы об истории Лужского Края, рассматривание альбомов «Мой город», «Достопримечательности г. Луга»; посещение Лужского Краеведческого музея тематические занятия: «Ребятам о зверятах», «Рождение города Луга», п / и «Найди плод дерева», знакомство с картой города Луга, д / и «Животные».
Материал: видео города Луги с квадракоптера, фотография вокзала, аудиозапись «звук железнодорожного вокзала», мешочки с плодами деревьев (сосновая шишка, еловая шишка, желудь, каштан, двухсторонние карточки с изображением плодов деревьев с одной стороны и с изображением деревьев с другой, иллюстрации «Красная книга Ленинградской области», открытки с изображением видов г. Луги и г. Москвы, карта города Луга, магниты, обручи 2, карточки для игры с фонариком, фонарик, карточки для самопроверки, картинки для изготовления плаката, лист ватмана.
Предполагаемые результаты:
- Воспитанники стремятся проявить заботу о родном крае.
- Проявляют чувство любви и привязанности к Лужскому краю.
- Имеют обширные знания о достопримечательностях и зданиях г. Луга, о животном и растительном мире родного края.
Ход образовательной д-ти:
Организационный этап.
-У каждого человека есть имя, фамилия, родители, дом … и Родина. А что означает это слово? (ответы детей) Давайте, уточним в словаре, что такое Родина? Родина это -… (толковый словарь, педагог читает определение)
-Как называется наша Родина? (страна -РФ, область- Ленинградская или 47 регион, город-Луга)
-Да, наша Родина- Российская Федерация, Ленинградская область, город Луга.
-Как можно узнать что-либо о нашем городе? (прочитать, посмотреть документальный фильм)
Мотивационный этап.
- Я же вам предлагаю посмотреть видео нашего города с высоты.
-Что мы с вами видим? (город, улицы, дома, реку, площадь, скверы, жителей,леса, реки)
-Обратите внимание, мы находимся у желтого здания. Конечно, оно всем нам знакомо. Как оно называется? Верно, это вокзал г. Луга. Для чего людям вокзалы? (отправляться в другие города, в путешествия)
-Я предлагаю вам не рассмотреть вокзал, а послушать его звуки. Закройте глаза и вслушайтесь. (аудиозапись)
Игра «Угадай по звуку»
-Какие звуки вы услышали? Зачем люди приехали в наш город?
Верно, кто-то приехал по делам, кто-то - гости, а кто-то приехал увидеть наш город Лугу, узнать о нем интересные факты, а кто и приезжает в наш город, чтобы увидеть красоту природы нашего края.
Природа нашего края богата! Владимир Репин, лужанин, житель нашего города, автор строк:
«Есть на свете город Луга,
А вокруг - леса, луга.
Речка Луга, как подруга,
через город пролегла!»
- Действительно, в нашем крае много лесов, полей, озер, рек. Давайте, рассмотрим карту.
-Карта это - изображение всего находящегося на Земле условными обозначениями. Бывает карта мира, карта России, карта Ленинградской области, карта Лужского района.
-Вот эта точка обозначает наш город (показ).
-Как вы думаете, что означают голубые пятна и линии? (озёра, реки). Как называется главная река нашего города? (Луга)
-Озер у нас тоже много. А их названия как красивы: Толони, Омчино, Сяберо, Туровское, Череменецкое, Раковическое.
-Как вы думаете, что на карте обозначают зеленым цветом? (лесные массивы, поля, болота, парки)
-Посмотрите внимательно на карту и предположите: в Лужском районе чего больше: воды или земли? Верно, Лужский район славится растительным миром. Мы должны оберегать его! Для этого создана красная книга. Вы что-нибудь о ней слышали? Верно, она рассказывает и показывает те растения, которые находятся под охраной нашего государства, потому как стали очень редкими, исчезающими. Например: это сон-трава, ландыш майский. Растения, занесенные в Красную книгу, нельзя рвать, ими можно только любоваться, фотографировать. Бережное к ним отношение обязательно для всех нас!
-Предлагаю поговорить о деревьях, которые растут в наших лесах. Какие деревья вы знаете? (береза, клен, ель,сосна, ясень, тополь, каштан, дуб,рябина)
-А теперь предлагаю вам сыграть в игру «Плоды деревьев Лужского края». Она не просто игра, она игра в паре. Каждый выберет себя партнера по игре. Я думаю, что вы знаете правила. ( воспитатель вспоминает правила вместе с детьми: «Подойдите к своему другу, улыбнитесь и скажите: «Давай с тобой поиграем».
Воспитатель в процессе выбора детей помогает им при затруднении, поощряет тех, кто выполняет правила. Предлагает сесть за столы друг напротив друга.
Игра «Плоды деревьев Лужского края»
- Вы меня очень порадовали: знаете названия деревьев нашего края, умеете играть дружно, честно выполняете правила.
- Давайте еще поиграем и отдохнем.
Физкультминутка (1,5-2мин)
-Растительный мир всегда связан с животным миром. Посоревнуемся, кто больше назовет диких животных, которые водятся в наших лесах? (лиса, заяц, волк, лось, медведь, белка, кабан, бобер).
-Молодцы! Давайте поиграем с ними …И поможет нам в этой игре- фонарик! (объяснение педагога)
- Вы довольно хорошо справились с заданиями! Вы хорошо знаете обитателей наших лесов.
- Давайте вспомним как называется наш родной город?
- Я заметила, что вы любите играть! Предлагаю вам поиграть в еще одну игру.
На столе лежат открытки с видами города Луга и г. Москва
Игра «Найди открытку»
- Выберете по одной открытке, на которой изображен наш город.
- Посмотрите открытки с видами какого города остались на столе?
- Вы правы! Это - город Москва. Москва – столица нашей Родины.
- Назовите что изображено у вас на открытке? (ответы детей)
- Я горжусь вами! Вы хорошо знаете наш город.
- Подойдите к карте г. Луги и прикрепите магнитик на то место на карте, которое было изображено на вашей открытке.
- Посмотрите, сколько в Луге интересных, красивых мест, которые могут посмотреть гости нашего города!
Рефлексивный этап
-Хотелось бы узнать ваше впечатление о нашей встречи…Что вас удивило особо? Что было интересным?
- Я хочу рассказать вам о своих чувствах после игры с вами. Мне было приятно, очень интересно с вами играть. Вы много знаете о родном крае, в котором мы с вами живем. Умеете договариваться, играть честно.
Перспективный этап
- Как вы думаете, что мы можем сделать для нашего города, чтобы он стал еще лучше и красивее? (ответы детей)