Татьяна Антонова
Информационно–практико-ориентированный проект «Дары Ставрополья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно–практико-ориентированный проект
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10 «ИВУШКА»
Информационно– практико-ориентированный проект :
«Дары Ставрополья»
Подготовила воспитатель высшей категории
г. Ессентуки
Вид проекта : Информационно– практико-ориентированный
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Сроки реализации проекта : сентябрь – май
Публикация «Информационно–практико-ориентированный проект „Дары Ставрополья“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Е. Симонов
Актуальность.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» (В. В. Путин). Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Проектная деятельность дает возможность формировать целостную картину мира. Краеведение-это своеобразный "родительский сундучок". Это-совокупность наследства, оставленного нам предками. Это-живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатство недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения.
Проблема У детей не сформированы достаточные знания и представления о родном крае.
Цель:Формирование целостной картины мира. Воспитывать интерес и любовь к малой родине.
Задачи: Способствовать развитию познавательной активности.
Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
Обогащать представления о родном городе, крае и стране, развивать гражданско- патриотические чувства.
Формировать знания детей о родном каре, его особенностях, природных богатствах, истории. Обобщать знания детей о родном крае и городе.
Воспитывать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к городу, к природе, к краю, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Развивать чувства гордости за свою Родину.
Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, краю, стране.
Воспитывать чувство патриотизма, гордость, желание узнать, что-то новое из жизни края.
Гипотеза: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Итог работы: пополнение материалом уголка по краеведению. Ожидаемые результаты: У детей будут сформированы знания о родном городе, крае. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах и других видах деятельности. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
Определение цели и задач проекта.
Сбор информации : изучение методической и познавательной литературы.
Создание условий для организации работы по проекту.
Разработка плана мероприятий по организации детской деятельности. Подборка методического материала для работы с детьми. Обсуждение с родителями темы проекта. Определение степени участия родителей в реализации проекта.
II этап. Основной
Реализация проекта в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной деятельности.
III этап. Заключительный
Итоговое мероприятие: Изготовление коллажа – Ставропольский край. Сообщение детей на родительском собрании.
Тематический план проекта.
Месяц Тема Совместная деятельность с детьми Взаимодействие с семьей
Сентябрь
Изучение темы проекта. Подбор литературы; подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т. д.); подготовка материала для продуктивной деятельности. Чтение глав из книги А. Макаренко "Увлекательные рассказы дедушки Прохора". Презентация "Региональная культура Ставрополья". Сообщить о теме, предложить поучаствовать в проекте.
Индивидуальные беседы по проекту.
Сбор информационного и иллюстративного материала.
Октябрь
"Что рассказывает о крае флаг и герб" Рассказ воспитателя об истории возникновения Ставропольского края и г. Ессентуки. Рассказ воспитателя о гербе и флаге Ставропольского края. Показ иллюстраций с изображением нерба и флага.
Д/и «Где я живу»
Пословицы и поговорки о Родине.
Маршрут выходного дня «Прогулка по городу Ессентуки».Показ презентации "Родное Ставрополье"(из цикла "Региональная культура). Рекомендации для родителей «Как знакомить ребенка с родным городом».
Совместная прогулка выходного дня по «Курортному парку» г. Ессентуки
Предложить посетить «Краеведческий музей»
Ноябрь
Дары Ставрополья :
Откуда хлеб пришел"
Проект «От зернышка до булочки». Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи: воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его; формирование представлений о выращивании хлеба; расширить знания у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека. Диафильм (хронологическая лента) "Как выращивают хлеб".
Рисование "Колосок", "Комбайны на полях". Экскурсия на кухню детского сада. Проращивание зерен пшеницы. Загадки, пословицы о хлебе. Совместное посещение хлебного магазина (рассматривание хлеба, покупка хлеба).
Привлекать детей к помощи в выпечке хлеба,тортов, печенья, пирожков.
Декабрь
" Подарок земли: минеральные источники".
Города-курорты.
Познавательная беседа с детьми «Курортные города Ставропольского края». Рассказать детям, почему они называются «курортными» и чем они славятся. Рассматривание фотографий с видами городов. Рассматривание символики городов КМВ. Рассказы детей из личного опыта на тему "Где я побывал". Рисование на тему "Мой любимый город". Создание альбома "Города КМВ".
Рассматривание слайдов городов-курортов. Предложить родителям погулять с детьми по городу или совершить экскурсию в любой из городов «курортов» (Пятигорск, Железноводск, Кисловодск). Организация фотовыставки "Путешествуем по Ставропольскому краю".Предложить сходить с детьми в питьевую галерею выпить минеральной воды.
Январь
Грязь Тамбуканского озера.
Знаменитые люди Рассказ воспитателя о грязелечебнице г. Ессентуки.
Беседа: «Знаменитые люди в нашем городе». Вызвать интерес у детей к истории города, чувство уважения и гордости.
- беседа «Пушкин А. С и Лермонтов Ю. М. на Кавказе»
- рассматривание картин Верещагина В. В.
-чтение стихов местных поэтов о г. Ессентуки. Маршрут выходного дня "Прогулка к грязелечебнице". Рассказ родителей о достопримечательностях города. Фото на память.
Совместная поездка детей, родителей и педагогов к месту дуэли М. Ю. Лермонтова.
Февраль
Кладовая природы
Газ,нефть" Беседа на тему "Природные богатства Ставрополья". Познакомить детей с природными богатствами края – уголь, руда, минеральные воды. Рассматривание иллюстарций с изображением добычи нефти и газа. Показ презентации "Как добывают нефть".
Проблемные ситуации "Где используют нефть и газ?"
Опыт. «Почему минеральная вода газированная?» Рассказ воспитателя. Водяная мельница (закомить с силой воды) см. О. Дыбина с. 84. Участие родителей в приобретении познавательной детской литературы о подземных ископаемых.
Март
Флора и фауна Ставропольского края
Рассказ воспитателя "Флора и фауна Ставропольского края".
Уточнить представления о животном и растительном мире родного края, учить детей беречь и охранять природу.
-беседы о животных и растениях
-Д/и «Флора и фауна Ставрополья».
Рисование "Деревья нашего участка". П/и "1.2.3-к дереву беги".
-Знакомство с «Красной книгой». (Создание «Красной книги» животных и растений Ставропольского края).
Оформление лэпбука на тему "Грибы Ставрополья".
Загадки о растениях и животных. Привлечь родителей в сборе информации по созданию «Красной книги» животных и растений Ставропольского края».
Оформление лэпбука на тему "Грибы Ставрополья".
Принять участие в создании Красной книги Ставропольского края.
Апрель
Водоемы Ставропольского края.
День земли. Жалобная книга природы. Экология родного края. Воспитание экологической культуры. Красная книга. Проект «День Земли». Организация и презентация фотовыставок семейных поездок, путешествий, отдыха по Ставропольскому краю. Ситуативные беседы. «Мое любимое место в городе».
«В каких интересных местах ты побывал?».
Беседа на тему "Водоемы Ставрополья". Проблемная ситуация "Как появились реки?". Познакомить с некоторыми названиями рек. Правила безопасности у воды. Опыты с водой. Рисование рек и озёр. Предложить родителям принять участие в проекте. Попросить родителей принести семейные фотографии поездок, путешествий, отдыха по Ставропольскому краю.
Май
Итоговые мероприятия Презентация проекта : Итоговое занятие: "Мое родное Ставрополье".
Совместное (педагоги, дети, родители) изготовление коллажа – «Ставропольский край»
Подведение итогов по проекту. Выступление на родительском собрании детей и педагогов группы.