Елена Быкова
Информационно-познавательный проект «Мой край для меня — это Родина, а Родина — это Алтай»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Информационно- познавательный проект
«Мой край для меня – это Родина!
А Родина – это Алтай!»
Разработали: воспитатели
Быкова Е. Н.
Боркунова Г. А.
г. Алейск
2022г.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.
Публикация «Информационно-познавательный проект „Мой край для меня — это Родина, а Родина — это Алтай“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Для беленькой берёзки, опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
(Л. Дайнеко)
Виды проекта : Долгосрочный, групповой, информационно- познавательный
Участники: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: сентябрь – май.
Актуальность темы:
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Ввести ребёнка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, привить любовь к ней — задача дошкольного учреждения. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить в наших лесах, возле дома, во время путешествия с родителями.
Именно поэтому мы занялась экологическим воспитанием детей посредством ознакомления с природой Алтайского края. Главной задачей нашей работы является -сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
В связи с вышеизложенным была выбрана тема проекта : «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
Цель проекта :
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
Задачи проекта :
• Дать знания детям о родном крае, городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, экологической ситуации в крае.
• Познакомить с именами тех, кто прославил Алтайский край.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края.
• Формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Познавательное развитие
• Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Барнаул.
• Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
• Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Речевое развитие.
• Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
• Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
• Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
• Развивать способность к словотворчетву.
Художественно-эстетическое развитие.
• Познакомить с культурой и традициями города.
• Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
• Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.
Физическое развитие.
• Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
• Воспитывать чувства гордости за алтайских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о родном крае, городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленности.
• Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
• Проявление самостоятельности и творческой активности.
• Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.
• Развитие связной речи, обогащение словаря.
• Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, края.
• Дети будут знать имена тех, кто прославил Алтайский край.
• У детей будут сформированы знания о флоре и фауне Алтайского края.
• У детей будет формироваться умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Новизна
Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны, воспитанию гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, края местным достопримечательностям предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта. Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ОУ и группы, в которой реализуется проект. Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей.
Пути и средства реализации проекта :
Беседы с детьми в совместной деятельности.
Чтение художественной литературы
Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий
Дидактические игры и упражнения
Виртуальные экскурсии
Прогулки, экскурсии.
Методы и формы работы по формированию основ экологической культуры средствами природы родного края могут быть весьма разнообразны.
1. Очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры старших дошкольников на примере природы родного края. Даже в старшем дошкольном возрасте игра остается ведущей деятельностью. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают возможность получить в интересной, увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе.
2. Сохраняют свою актуальность: метод наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, целевые экскурсии по территории детского сада, беседы.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение.
Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы родного края.
3. Иллюстративно-наглядный метод помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).
К иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели. Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях.
4. Использование ресурсов музейной педагогики. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для дошкольников - огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.
5. Чтение художественной литературы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Экологические сказки несут "экологическую информацию", т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
6. Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, создание макетов.
7. Составление творческих рассказов о крае, городе, знакомство с творчеством детских писателей Алтая, разучивание стихов, песен об Алтайском крае, городе Алейске.
Условия реализации проекта.
Для внедрения проекта необходимо :
1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
2. Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.
3. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
4. Проектор.
5. Энциклопедии познавательного характера.
Принципы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с природой Алтайского края положены следующие принципы:
• Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан уголок краеведения в группе, подобран материал о городе Бийске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
• Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
• Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
• Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Алейска.
Продукт проекта : пополнение материалом уголка по краеведению: создание альбома о животных, растениях Алтайского края, о выдающихся людях края, «Птицы Алтайского края»
Этапы осуществления проекта :
1) Подготовительный этап:
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
2) Практический этап - реализация проекта : беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность, экскурсии, природоохранные акции.
3) Итоговый:
Диагностика
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Презентация проекта.
Гипотеза: Не стоит ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Работа с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, о городе»
6. Выставка книжек – малышек «Животные Алтайского края» (совместно с родителями)
7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Алтайского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края», «Природа нашего края»
Содержание проектной деятельности
Время проведения Тема Цель Форма проведения
Сентябрь «Мы -часть природы»
Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе Беседа
«Наш дом- природа»
Закреплять навыки рисования разными материалами, воспроизводить картины природы, воспитывать любовь к природе, бережное отношение. Рисование
Конструирование из природного материала.
Развивать фантазию детей, учить использовать для создания разные материалы, показать, как из природных материалов: листьев, шишек, желудей, семян деревьев можно создавать интересные поделки Конструирование из природного материала.
«Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет, познакомить с породами деревьев в парке, познакомить с правилами поведения в походе.
Поход - экскурсия в парковую зону
Октябрь «Наш край-Алтай» Систематизировать знания детей о родном крае, достопримечательностях, природе. Воспитывать любовь к природе. Беседа
«Хлеб всему голова»
Расширять представления детей о профессии комбайнёра, о людях, выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа
«Хлебное поле»
Рисование «Хлебное поле»
Цель: учить воспроизводить в рисунке картины уборки хлеба, злаковых культур, учить использовать разные материалы для создания рисунка, воспитывать желание доводить работу до конца. Рисование
«От зёрнышка до булки»
Дидактическая игра «От зёрнышка до булки»
Цель: формировать систему знаний у детей дошкольного возраста о выращивании хлеба, других злаков. Дидактическая игра
Ноябрь Деревья нашего края.
Деревья нашего края.
Цель: познакомить детей с многообразием пород деревьев края, с разновидностями лесов, воспитывать гордость за красоту нашей природы. Беседа
«С какой ветки детки», «С какого дерева листок» Учить детей определять по листьям и семенам названия деревьев. Дидактическая игра
Хвойные деревья нашего края. Учить передавать в рисунке отличительные особенности хвойных пород деревьев, использовать разные материалы для изображения деревьев, учить рисовать на всём листе, любоваться изображением природы. Рисование
«Животные Алтайского края». Познакомить с обитателями наших лесов, полей, горной местности. Беседа
Декабрь «Как животные нашего края готовятся к зиме»
Формировать систему знаний о животных: питании, проживании в зимнее время. Воспитывать заботливое отношение к животному миру. Беседа
«Кто где живёт?»
Уточнить знания детей о местах обитания животных нашего края. Дидактическая игра
«На опушке леса»
Учить рисовать разных животных доступными методами, формировать систему знаний о многообразии животного мира. Рисование
Январь «Птицы нашего края»
Познакомить с многообразием зимующих птиц, их местом обитания, воспитывать заботливое отношение к пернатой зиме. Беседа
«Покормите птиц зимой»
Изготовление кормушек для птиц.
Цель: познакомить детей с простейшим способом изготовления кормушки для птиц из коробки, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их. Изготовление кормушек для птиц.
«Птицы нашего края» Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Дидактическая игра
Февраль «Архитектура города Алейска» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Учить детей рассказывать о зданиях. постройках, отмечая характерные особенности архитектуры. Дать знания о том, что такое архитектура. Беседа
«Алейск трудовой город»
Познакомить детей с промышленностью города, воспитывать гордость за людей труда. Беседа
«Что такое музей?»
Познакомить с историей создания музея, дать знания о краеведческом и историческом музее города Бийска. С помощью слайдов провести виртуальную экскурсию в музей. Беседа
«Мой родной город» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Экскурсия
Март «Барнаул- столица Алтайского края» Познакомить детей с главным городом Алтайского края, символикой края. Беседа
«Города Алтайского края» Познакомить детей с городами нашего края, достопримечательностями, воспитывать гордость за свой край. Беседа
«Наш город»
Учить изображать достопримечательности города, здания, парки. Воспитывать любовь к родному городу. Рисование
«Угадай, где я нахожусь»
Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Дидактическая игра
апрель «Знаменитые земляки Алтайского края» Познакомить с людьми, прославившими наш край (Герман Титов, Калашников, и др., воспитывать гордость за своих земляков. Беседа
«Путешествие по городу Алейску» Учить использовать в игре полученные знания о городе, распределять самостоятельно роли (водитель, экскурсовод, продавец сувениров, музейный работник, кассир) Сюжетно- ролевая игра
«Улицы
города, названные в честь героев ВОВ»
«Улицы
города, названные в честь героев ВОВ»
Цель: познакомить детей с героями ВОВ, в честь которых названы улицы нашего города, дать знания о боевых орденах и медалях, воспитывать гордость за воинов -Алейчан, любовь к родному городу. Беседа
«Пусть всегда будет мир» Учить изображать красоту родной природы, мирной жизни, пользоваться разными материалами по выбору детей. Выставка детских работ
Май «Наш любимый край»
Формировать у детей систему знаний о достопримечательностях края, узнавать знакомые места, воспитывать любовь к родному краю. Фотовыставка
«Что мы знаем об Алтайском крае?» Систематизировать знания детей об Алтайском крае, выявить уровень знаний о крае. Викторина
«Родной город, родная природа» Выявить уровень развития детей по данному разделу программы. Диагностика
Список литературы:
1. Интернет ресурсы
2. С. Н. Николаева. парциальная программа «Юный эколог» М. : Мозаика – Синтез, 2016г.
3. Вострухина Т. Н. Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет– М. : ТЦ Сфера, 2016г.
4. Л. О. Тимофеева (и др.) «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» – Волгоград: Учитель, 2016г.
5. Меримьянина О. Р., Суворова С. А. Давайте сохраним : учебно- методическое пособие по краеведению.
6. Л. Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
7. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2009г. 34с-1,2с.
8. Э. Емельянова Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о лесных животных» Художественный редактор Н. Василевская Издательство Мозайка-Синтез,2011