Екатерина Ныркова
Информационно-познавательный проект «Культурно-просветительская работа с родителями дошкольников» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-познавательный, практический, групповой, среднесрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с 1 сентября 2019 по 29 февраля 2020г.
Актуальность проект :
Публикация «Информационно-познавательный проект „Культурно-просветительская работа с родителями дошкольников“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного воспитания и социализации детей дошкольного возраста. С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с
родителями и ближайшими социальными институтами.
Гипотеза:
- Родители уделяют мало времени на культурно - просветительскую работу с детьми;
- Некоторые родители имеют низкий уровень педагогической и просветительской культуры. Следовательно, нами был разработан проект культурно – просветительской направленности для работы с родителями дошкольников, с применением различных форм работы с семьей.
Цель проекта :
- создание положительных взаимоотношений между членами семьи и педагогами МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 12»
- формирование культурно-просветительской компетенции родителей воспитанников МДОУ.
Задачи проекта :
• Повысить педагогическую грамотность родителей в культурно-просветительской направленности по проблеме формирования взаимоотношений между родителями и дошкольной образовательной организацией.
• Разработка разных форм работы по проблеме культурно-просветительской направленности работы с родителями.
• - Установление единства в воспитании детей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями :
Традиционные Нетрадиционные
Родительские собрания
Семинары и консультации для родителей
Наглядный материал (информационный стенд, буклеты, листовки, памятки)
Переписка педагогов и родителей
Анкетирование Конкурсы и проекты
Коворкинг - центр
«Круглый стол» с родителями
Мастер-классы, вечера вопросов и ответов
«Встречи-знакомства»
Праздники в детском саду
Риски и пути преодоления рисков:
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путё м:
1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а так же обеспечение материала для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель:
-Определение темы проекта, постановка целей и задач;
- Разработка плана реализации проекта;
2 этап. План реализации проекта
Мероприятие Цель
Сентябрь
Диагностическое исследование «Опросник А. Я. Варга, В. В. Столина»
Провести диагностику с родителями. Выявить уровни родительского отношения к детям.
Круглый стол «Роль семьи в воспитании ребенка» Помочь родителям разобраться, в чем особенность семейного воспитания»
В рамках «Коворкинг – центр» цикл бесед «Моя профессия - полицейский"
«Моя профессия – врач» Принять активное участие в образовательном процессе воспитанников.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями воспитательной и образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год.
Проект «Будьте осторожны на дороге»
Изготовление лэпбука «Азбука дорожного движения» Совместная деятельность педагогов и родителей по проблеме обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении
Праздник «День молодых людей» Совместная деятельность педагогов и родителей с целью привлечь внимание детей к этому дню. Помочь им понять, что забота о близких пожилых людях должна быть постоянной. Воспитывать в детях уважение к людям преклонного возраста.
Октябрь
Круглый стол «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» Раскрыть роль семьи в воспитании коммуникативных навыков дошкольников
В рамках «Коворкинг – центр» цикл бесед
«Моя профессия – продавец»
«Хлеб всему голова» Принять активное участие в образовательном процессе воспитанников.
Выставка поделок «Природа вокруг нас» Принятие активного участия семьи ребенка в жизни детского сада
Проблемный семинар «Воспитание детей наша главная задача» Решение проблем педагогического сотрудничества с родителями дошкольников
Ноябрь
Открытое мероприятия «Мамочка любимая» Совместная деятельность членов семьи, педагогов и детей
Анкетирование «Удовлетворенность родителями МДОУ» Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива
Круглый стол "Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни
Взаимосвязь родителей и педагогов, с целью формирования здорового образа жизни
Проект «Синичкин день»
Акция "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать" Совместная деятельность членов семьи, педагогов и детей с целью формирования у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц.
Выставка «Моя мама мастерица» Принятие активного участия семьи ребенка в жизни детского сада
Декабрь
Семинар-практикум "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста". Изготовление лэпбука «Развитие речи»
Цель семинара - практикума - повышение профессиональной компетенции родителей по формированию и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Проект «День Конституции Российской Федерации»
Совместная деятельность членов семьи, педагогов и детей с целью формирования представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать. Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей. Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.
Выставка работ «Мастерская Деда Мороза» Совместное творчество родителей и детей. Содействовать тому, чтобы родители смотрели на ситуацию глазами ребенка.
В рамках «Коворкинг – центр» цикл бесед «Моя профессия бухгалтер»
«Моя мама – швея» Принять активное участие в образовательном процессе воспитанников.
Мастер - класс "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
Главной целью этого мероприятия показать родителям на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия; развивать координацию движения, моторику пальцев на ногах, ловкость и силу ног; воспитывать любовь к здоровому образу жизни.
Мастер – класс «Новогодние снежинки» Организация совместного досуга родителей, детей, педагогов, создание праздничного настроения
Круглый стол «Этот удивительный мир общения» Познакомить родителей с методической литературой по данной теме.
Январь
Семинар – практикум «Зимние игры на прогулке с детьми»
Зачастую у родителей не хватает времени позаниматься со своим ребенком. А ведь игры и упражнения для детей с участием родителей, например зимние, помогут решить проблемы эмоциональных отношений и подарить радость от совместной деятельности. Воспитатели рассказали какие детские зимние игры особенно нужны ребенку и показали примеры зимних игр для детей с участием родителей
В рамках «Коворкинг – центр» цикл бесед «Моя профессия «Инженер-конструктор» Принять активное участие в образовательном процессе воспитанников.
Мастер – класс «На зарядку всей семьей» Совместная деятельность членов семьи, педагогов и детей с целью применения здоровьесберегающих технологий в развитии и воспитании дошкольников
Родительское собрание «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Совместное решение данной проблемы воспитания дошкольников
Февраль
В рамках «Коворкинг – центр» цикл бесед Моя профессия – пожарный» Принять активное участие в образовательном процессе воспитанников
Диагностическое исследование «Опросник А. Я. Варга, В. В. Столина» Выявить уровень повышения педагогической культуры родителей
Спортивный праздник «А ну-ка папы!» Совместная деятельность членов семьи, педагогов и детей
Проект «Почемучки-исследователи»
Изготовление лэпбука «Опыты и эксперименты»
Создание метеостанции Совместная деятельность членов семьи, педагогов и детей с целью развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Спортивно-фольклорный праздник «Масленница» Заключительный праздник, по окончании реализации проекта. Обмен мнениями, рекомендациями, выводами.
3 этап заключительный:
Рефлексия проведенных мероприятий по проекту (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта).
• Презентации по теме проекта :
Обсуждение итогов и анализ работы
Вывод - предположение: успешности реализации нашего проекта по формированию культурно-просветительской направленности родителей дошкольников, должна способствовать: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, огромная заинтересованность родителей, участие педагогического коллектива и всех специалистов МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12».
Результаты реализации нашего проекта могут быть использованы в практике педагогов ДОО в работе с семьей с целью повышение педагогической культуры родителей.
Вместе с тем наш проект не исчерпывает всей полноты содержания изучаемой проблемы. Изучение данной проблемы может быть продолжено далее и систематически как в МДОУ, так и в других дошкольных учреждениях города, так как культурно-просветительская деятельность - это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества. Культурно-просветительская деятельность вовлечена практически во все составляющие жизни людей: политику, экономику, образование, медицину, досуг, карьеру и т. д.
Список Литературы:
Антонов, А. И., Медков В. М. Социология семьи. [Текст] / М., 2003. -352с.
Бурлаков, Н. С. Олешкевич В. И. Проективные методы : теория, практика, применение к исследованию личности ребёнка. [Текст] / –М. : Институт общегуманитарных исследований,2005. -352с.
Валиева, С. Ф. Социализациооная функция семьи в контексте её развития и реализации в современных условиях: Автореф. [Текст] / Валиева С. Ф диссертация доктора пед, наук. М. ,2009.-243с.
Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Родительские собрания в детском саду. - М. 2006.-145с.
Куликова, А. Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст] / Куликова А. Т. - М. : Академия, 2000 - 208 с.
Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М. : [Текст] / Мухина B.C.- Издательский центр «Академия», 2005. - 401 с.
Пастухова, И. О. Создание единого пространства развития ребё нка: Взаимодействие ДОО и семьи. [Текст] / М. ,2007. -267с.
Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй : Пособие для работников ДОО. [Текст] / Солодянкина О. В. - М., 2004.-178с.
Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии [Текст] /Шнейдер Л. Б - М., 2005.
Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. [Текст] /Л. : ЛГУ,2008. -579с.