Марина Скрылькова
Информационно — познавательный проект «Хлеб — Всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Трубчевский детский сад комбинированного вида «Журавлик»
Информационно – познавательный проект
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Воспитатель:
Скрылькова Марина Владимировна
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
Цель проекта….5
Задачи проекта…. 6
Актуальность….7
Формы и методы работы, приемы познания
в рамках реализации проекта…. 8
Публикация «Информационно — познавательный проект „Хлеб — Всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Хлеб всему голова»….9
Приложение 1
План мероприятия в рамках реализации проекта…13
Приложение 2
Сценарий интегрированного досуга
«Хлеб – в нем сила и здоровье»….14
Приложение 3
Пословицы и поговорки о хлебе…17
Приложение 4
Стихи о хлебе…. 19
Приложение 5
Репродукция картин…25
Литература…. 48
Введение.
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме. Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. В древнем Египте 5 – 6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен.
Пекарни когда – то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.
С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба намного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки. Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьёзное исторические последствия.
Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлёбкин, один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из – за хлеба.
В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный – согласно практике католической церкви.
Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва IX употреблять кислый хлеб, так не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси.
В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, к которое клали еду.
После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Цель проекта
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев рук; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Задачи проекта
• обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде людей;
• формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
• уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
• знакомство с разными способами приготовления теста, важной ролью дрожжей;
• закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом и папье – маше;
• формирование умений различать вкусовые качества хлебобулочных изделий и делиться полученными впечатлениями о вкусе хлеба, развитие речи, умение общаться;
• обобщение полученных знаний, отражение детьми в рисунках впечатлений и различных ситуаций по теме.
Актуальность
В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем- то не очень разбирался, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина. Тема возрастного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Этот проект ориентирован на приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Реализация проекта позволяет учить самостоятельно и с помощи взрослого приобретенные новые знания.
Тип проекта информационно - познавательный.
По содержанию: Ребенок и природа.
Участники проекта дети старшей группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности реализации проекта : длительный.
Формы и методы работы, приемы познания в
рамках реализации проекта.
Формы работы с детьми:
«Хлеб – всему голова»
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу русский народ всегда относился с благовением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинался без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб.
Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый в течении шести месяцев в старшей группе МБДОУ «Журавлик» г. Трубчевска исследовательский проект
«Хлеб – всему голова».
Важно отметить что данный детский сад посещают дети с нарушением речи. Они не всегда могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы воспитанников недостаточно полные, непосредственные, состоят в основном из простых предложений, в которых редко встречаются эпитеты. Задания, сопряженные с рассуждением, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольников серьезные затруднения.
Участие детей в данном проекте позволило обогатить их знания и представления о хлебе, вкусовых качествах продукта, развить связную речь, творческие способности и поисковую деятельность.
В качестве основных целей проекта были определены : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев рук; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
• обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде людей;
• формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
• уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
• знакомство с разными способами приготовления теста, важной ролью дрожжей;
• закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом и папье – маше;
• формирование умений различать вкусовые качества хлебобулочных изделий и делиться полученными впечатлениями о вкусе хлеба, развитие речи, умение общаться;
• обобщение полученных знаний, отражение детьми в рисунках впечатлений и различных ситуаций по теме.
В проекте приняли участие воспитатель, дети старшей группы компенсирующей направленности и их родители.
Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Педагогом был подобран иллюстративный материал по теме «Хлеб», пословицы, поговорки, загадки, стихи. Очень помогли в работе репродукции художников Т. Н. Яблонского «Хлеб», М. В. Данцига «Золотая земля», И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Левитана «Золотая рожь».
Воспитатель и родители читали детям стихотворения о хлебе и труде людей, проводили дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай продукт по описанию», «Скажи наоборот», «Назови признаки», «Что лишнее?».
В течении полугода каждую неделю в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия по теме.
Большое внимание уделялось беседам, из которых дети узнали, как выращивают зерно, замешивают тесто, изготавливают хлеб. Для того чтобы закрепить знания и заинтересовать дошкольников, проводились игры и упражнения для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изучаемой теме.
Во время практической деятельности дети также могли попробовать самостоятельно замесить тесто, изготовить хлеб и изделия из него в технике папье – маше, а также рисовали картинки с изображением хлеба или процесса его приготовления. Большое внимание педагог уделил рассказу о том, как выращивают хлеб, чтобы дети наглядно представили, как из зернышка появляется колосок. После прослушанного рассказа воспитателя дошкольникам предложили вырастить пшеницу и овес. Сначала дети проращивали зернышки, затем высаживали их в контейнеры с землей и с нетерпением ждали, когда появятся первые ростки. Когда всходы были б аккуратно высажены на подготовленный участок земли, дети бережно за ним ухаживали. И в результате собрали богатый урожай.
Активное участие в проекте принимали родители, которые помогали оформить выставку хлебобулочных изделий, вместе с детьми сочиняли сказки о хлебе. Творческие работы и рисунки воспитанников впоследствии вошли в папку «Альбом о хлебе», оформленную каждым дошкольником группы.
Подытожил проект, интегрированный досуг «Хлеб – в нем наша сила и здоровье».
Таким образом, работа над проектом помогла сформировать у детей стремление к выполнению оригинальных творческих работ.
В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать свое отношение к предложениям. Знакомство с темой позволило развить познавательную активность детей, а также расширить их знания о хлебе. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и бережно к нему относиться.