Степанова Марина Александровна
Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном развитии дошкольников
В настоящее время перед дошкольным образованием поставлена задача всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, способностями, развития их творческого потенциала. Для решения этой задачи ФГОС дошкольного образования определяет 5 образовательных областей, необходимых для освоения дошкольниками, одной из которых является область художественно-эстетического развития. В свою очередь, полноценное художественно-эстетическое развитие личности невозможно без музыки.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема музыкального развития детей дошкольного сложна и актуальна на современном этапе. Неслучайно ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности.
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Музыкальная деятельность носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкального развития дошкольников. Музыка эстетизирует их восприятие действительности, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение.
В связи с этим, музыкальное развитие, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи дошкольного образования (П. В. Вейс, Н. А. Ветлугина, А. А. Никитин, и др.). Вопросы музыкального развития человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах З. Г. Апресяна, Э. В. Ильенкова, Е. П. Крупника и др.
Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева и др. К вопросам творческого развития детей обращались педагоги Б. В. Асафьев, Д. С. Кабалевский, Г. Рид, К. Рейнольдс, Н. Роджерс.
В отечественной музыкальной педагогике имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию музыкального развития детей : музыкального творчества (Н. А. Метлов, 1940, К. В. Головская, 1944; Н. А. Ветлугина, 1968, К. В. Тарасова, 1988, творческих проявлений дошкольников (А. Н. Зимина, 1988, творческой направленности личности (А. Н. Зимина, 1997, однако недостаточно имеется монографий, диссертационных исследований, всесторонне освещающих музыкального развития дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Дошкольный возраст является сензитивным для музыкального развития. Этот возраст, по мнению психологов (Б. М. Теплова, А. В. Запорожца и др., обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности.
До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкальное развитие, в целом, носили преимущественно репродуктивный характер, и лишь в последние годы музыкальная педагогика, психология обратились к информационно-коммуникативным технологиям как к эффективному средству музыкально-творческого развития детей.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии прочно заняли свои позиции в жизни и деятельности людей во всех областях культуры, в частности в образовании. Однако изучение и анализ практики музыкального развития в дошкольных учреждениях показывает, что на современном этапе пока недостаточно обоснована возможность и целесообразность использования икт в целях музыкального развития дошкольников.
В основе использования информационно-коммуникационных технологий в обучении лежат идеи С. Пейперта о «саморазвитии детей в условиях определенной специальной среды, формирующей интеллект», активизации процесса обучения и развития посредством «естественного любопытства» [34]. Значимым для нас является мнение ученого о том, что «повышение результативности процессов учения происходит не в результате улучшения способов обучения, которыми пользуются педагоги, а в результате того, что у детей появляется больше возможностей выстраивать свое знание» [32]. По мнению автора, использование информационно-коммуникационных технологий для решения задач музыкального развития детей позволит также индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Все это требует разработки условий, способов введения информационно-коммуникационные технологии в процесс музыкального развития детей в ДОУ.