Елена Захарова
Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.
Целью профессиональной деятельности педагога является обеспечение благоприятных условий для развития разносторонней личности ребенка.
Публикация «Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности воспитателя» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Для достижения этой цели необходимо использовать различные психолого-педагогические формы, приемы, методы и средства, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий в процессе совместной деятельности с детьми, во время реализации организованной образовательной деятельности.
Кроме того, использование ИКТ может помочь и в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития детей следующим образом:
• привлечение родителей к созданию мультимедийных презентаций;
• использование средств ИКТ для психолого-педагогического просвещения родителей;
• использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с родителями.
Основная цель использования ИКТ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития ребенка.
Планирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов:
1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, необходимо стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к познанию за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
2. Руководствуясь принципом научности, стоит преследовать одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы. Безусловно, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
3. Реализуя принцип доступности, рекомендуется отбирать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями развития.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, следует использовать мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.
Создавая и используя мультимедийные презентации, необходимо учитывать своеобразие и особенности организованной образовательной деятельности каждого вида : индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Следует компоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, и организовывать педагогический процесс так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексом, сочетающим в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также осуществление интеграции образовательных областей.
Использование ИКТ в педагогическом процессе позволяет:
- значительно сократить работа с бумажными носителями;
- сэкономить физические и временные ресурсы при подготовке наглядно-дидактического сопровождения;
- визуализировать посредством компьютерной презентации многое, что трудно или невозможно найти на картинках;
- использовать компьютерное изображение удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее;
- картинки презентации не выцветают, не пачкаются, их не нужно ламинировать и отводить место в кабинете для хранения.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в образовательный процесс и помогает ребенку усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Использование в педагогической работе нетрадиционных методов и приемов, в том числе, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление дошкольников, поддерживает у детей с различными нарушениями познавательную активность, повышает эффективность обучающего процесса в целом.
Подводя итог, хочется сказать, что использование ИКТ в педагогическом процессе:
• оптимизирует образовательный процесс;
• усиливает положительную мотивацию обучения;
• повышает мотивацию детей и формирует успешность;
• активизирует познавательную деятельность детей;
• повышает эффективность коррекционно-развивающей работы;
• существенно сокращает время на преодоление нарушений развития ребенка.
А также, использование ИКТ позволяет проводить организованную образовательную деятельность :
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
А в целом, способствует повышению качества образования.