Ольга Ситдикова
Факторы успешной профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена обсуждению факторов успешной про-
фессиональной деятельности воспитателей. В ней отдельно рассматривает-
ся понятие компетентностного подхода в дошкольном образовании. А так-
же в статье обсуждаются проблемы методической работы ДО.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная дея-
тельность, методическая работа, профессиональная компетентность.
В настоящее время происходят социальные, экономические, культур-
ные и политические изменения в нашей стране, которые отражаются и на
Темочки:
длительном процессе реформирования системы образования. И в этих
условиях модернизации системы образования, одним их важнейших
направлений деятельности, является развитие кадрового потенциала. В со-
временных условиях упор в развитии современного общества делается на
профессиональную пригодность, нужность и востребованность специалиста
на рабочем месте.
Современный работодатель оценивает не только теоретический уро-
вень квалификации работника, подтвержденный документом об образовании, но и умение специалиста применять на практике приобретенные компетенции (наряду со знаниями, умениями и навыками) в процессе своей
профессиональной деятельности.
Большие ориентиры ставятся на развитие профессиональной компе-
тентности педагогов, которые работают в одном из первых социальных ин-
ститутов социализации детей.
В сфере образования в данный момент реализуется компетентностный
подход. Компетентностный подход - это новая (хотя и достаточно давно
существующая) ступень развития критериев качества образования, которые призваны в основном объективно, а не субъективно оценить уровень подготовки специалиста [2, с. 13].При этом сам процесс обучения и подготовки специалиста также требует от субъектов образовательного процесса
определенных компетенций, способность планировать и решать задачи
собственного профессионального и личностного развития.
На данный момент существуют разные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагогов ДОУ». Различные авто-
ры: В. И. Байденко, А. С. Белкин, Л. В. Занин, Н. П. Меньшикова, Э. Ф. Зеер, В. С.
Леднев, Н. Д. Никандров, И. П. Смирнов, К. М. Ушаков, Н. Н. Хридина, А. В. Ху-
торской и др. определяют компетентность, с одной стороны, как круг пол-
номочий, определяемые ответственностью в решении практических задач
должностного лица, а с другой - как знание, опыт, умение специалиста [1, с.
78].
При этом в образовательных учреждениях работают педагоги более
чем с пятнадцатилетнем опытом работы, чья работа может не соответствовать установкам «компетентностного подхода». При этом возникает противоречие между перспективами развития образования и стратегиями реализации ФГОС ДО и реальной ситуацией осуществления воспитания в дошкольных учреждениях.
К факторам успешной профессиональной деятельности воспитателя
относится в первую очередь его соответствие образованию. Поэтому многие педагоги, имеющие образование, не соответствующее их специально-
сти, получают профильное дистанционное образование или образование в
магистратуре по соответствующим программам.
Следующим фактором является то, что педагог должен не только ис-
полнять качественно свои профессиональные обязанности, но и стремится
к самообразованию. Для педагога, соответствующего ФГОС, характерно
стремление к исследовательской деятельности, адекватная самооценка,
доминирование таких внутренних мотивов, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение. Они стремятся продемонстрировать свои способности, повысить
уровень собственных достижений, проявить инициативу.
Не маловажным фактором успешной деятельности воспитателя является трансляция своего педагогического опыта и анализ опыта других педа-
гогов.
Среди групповых форм такой деятельности наиболее часто встречают-
ся такие формы, как городские методические объединения, теоретические
семинары, семинары-практикумы, вебинары, научные конференции, ма-
стер-классы, коллективный просмотр педагогического процесса, при по-
мощи которых совершенствуется когнитивный компонент профессиональной компетентности. Проанализированный опыт защиты воспитателей г.
Арзамаса на первую и высшую категорию, выявил проблему - воспитатели
транслируют свой опыт, только в статьях, опубликованных на порталах
«Maam» и «Nsportal». Но эти статьи не носят научного обоснования и не
проверяются на уникальность. А в более крупных научных журналах, индексируемых РИНЦ или сборниках по итогам конференций, воспитатели боятся
писать, или не умеют обобщать свой опыт научным языком. Из этого следу-
ет, что необходимо проводить для воспитателей семинары по обучению
написания научных статей.
Большое значение в дошкольных учреждениях имеет методическая
работа. Методической работой в ДОУ занимается старший воспитатель, ко-
торый должен способствовать повышению профессионального уровня пе-
дагогов дошкольного образования. Необходимо оптимизировать методическую работу в вопросах компетентности педагогических кадров.
Одна из задач методической работы - обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В настоящее время потребность в этом усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы
специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая под-
держка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-
воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей [3, с. 1].
Выстроить грамотную систему методической работы можно только на
основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса каждого
учреждения, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, опытности и сплочённости педагогического коллектива, конкретных
интересов, потребностей и запросов воспитателей.
ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а так же Поста-
новление Правительства РФ №706 «Об утверждении правил оказания плат-
ных образовательных услуг» разрешают детскому саду предоставлять
платные образовательные услуги. Конечно, эти услуги не могут быть организованы вместо основных моментов программы. Штатные сотрудники мо-
гут быть привлечены к работе в качестве внутренних совместителей или по
договору гражданско-правового характера. При этом у педагогов, занятых
реализацией образовательных услуг, увеличивается заработная плата, по-
является стимул для самообразования и саморазвития.
Конечно, для организации платных образовательных услуг необходимо
соблюдение ряда требований: такие услуги должны быть прописаны в Уста-
ве учреждения; услуги должны быть оказаны на основании договора, следует соблюдать требования санитарных норм, все должно быть документально правильно оформлено… И, некоторые, руководители учреждений не берут на себя ответственность за предоставление платных образовательных услуг. При этом данное учреждение смотрится Еще один вариант стимулирования профессиональной деятельности
воспитателя – это организация творческого научно-методического сотрудничества и совместной инновационной работе с высшими учебными учреждениями.
Такая деятельность действует на основании Устава, а также, исходя из
задач развития муниципальной системы образования, принимая во внимание важность инновационной работы в образовательных учреждениях для
решения основных задач модернизации образования.
В соответствии с этим в учреждении проводится необходимая работа
среди педагогов по пропаганде передовых современных технологий обучения, новых курсов и систем управления с целью активизации инновационной деятельности в образовательном учреждении.
Воспитатели при этом участвуют в учебно-методической деятельности
ДО; внедряют методику исследовательского обучения в воспитательно-
образовательный процесс; разрабатывают наглядно-методические пособия, для обеспечения исследовательской деятельности детей; повышают
свою квалификацию, занимаясь самообразованием; посещая методические
консультации, лекции и занятия по повышению профессионального мастер-
ства, основ организации и планирования экспериментальной деятельности.
Таким образом, к факторам успешной профессиональной деятельности
воспитателя относятся : наличие профессиональной компетентности педа-
гога; соответствие его образования выполняемой деятельности; стремление к самообразованию; трансляция личного педагогического опыта и ана-
лиз опыта других педагогов; научное обоснование своей деятельности; уча-
стие в грамотно составленной методической работе. А также, стимулом
профессиональной деятельности воспитателя может быть организация
платных образовательных услуг на базе ДО и участие в творческом научно-
методическом сотрудничестве и совместной инновационной работе с выс-
шими учебными учреждениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб. : ООО Детство-Пресс, 2012. – 96 с.
2. Забалуева А. И. Формирование учебно-познавательной компетенции
студентов вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 – Таганрог,
2010. – 201 с.
3. Постникова Л. В. Система методической работы в ДОУ // https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/13/sistema-metodicheskoy-raboty-v-dou.