Получи документы

Педагогический опыт «Об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности»

Ольга Белая
Педагогический опыт «Об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

статья

«Об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности»

воспитателя МБДОУ ЦРР-д/с № 3

«Звездочка»

Белой Ольги Анатольевны.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования. Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Публикация «Педагогический опыт „Об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности“» размещена в разделах

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. На современном этапе выросли требования по организации учебно-воспитательного процесса, связанные с ростом научно-технического прогресса в сфере информационных технологий. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Информационные технологии, помогают решить ряд задач:

делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, воспитатель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей;

становятся базой для развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе :

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям:«Формирование представлений о безопасном стиле жизни»»,«Предметно-развивающая среда в группе», «День России», «Здравствуй, светлая весна», «Безопасность в природе».

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении ; информацию о новых тенденциях в вопросах педагогики, получаю через всемирную сеть Интернет, из разработок других педагогов в любом уголке планеты, а также делюсь своим опытом : «anapa-zvezdocka.ru», «nsportal.ru» (https://nsportal. ru.belaya-olga-anatolevna-0”) ,где имею личные папки, содержащие методические материалы:

• Здоровый образ жизни

• Чтобы быть здоровым

Сценарии праздников

• Выпуск в школу

• Осенняя ярмарка

• Праздник -День Победы

Материалы для родителей

• Роль игры в гендерном воспитании дошкольников.

Разное

• Доклад по ОБЖ

• Путешествие в город Огня.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности. Использование мультимедийных устройств позволяет проводить мастер- классы, семинары, педсоветы, регулярно обновлять информационные стенды для родителей и сотрудников детского сада. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов я использую во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Интерес для меня представляет электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" -https://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны : детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; книжный шкаф; школа природы; психологическая школа и др. Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" - https://festival.1september.ru/, где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Правда внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке. Помощником для развития дошкольников может служить сайт https://bukvar.edu.ru Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы. Иллюстрированный словарь для развития речи - ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению. Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

• подбор иллюстраций к заданной теме,

• подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,

• просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Сюжетные альбомы для развития речи предназначены для развития связной речи детей. Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

• отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки,

• просмотр отобранного,

• набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса я стараюсь сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Большую помощь при подготовке и проведению занятий оказывает мне пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1. дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2. глубже постигаются понятия числа и множества;

3. быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространств

4. тренируется эффективность внимания и память;

5. раньше овладевают чтением и письмом;

6. активно пополняется словарный запас;

7. развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

8. уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора

;9. воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

10. развивается воображение и творческие способности;

11. развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления

На своих занятиях, когда я даю новые знания, восприятие происходит быстрее,если весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Рассмотрим на примере фрагмента занятия по развитию речи старших дошкольников «Путешествие на морское дно». Краткое содержание занятия: Ребята получают письмо от Черной каракатицы, определяют какой звук она похитила. Детям предлагается отправиться на морское дно. Игра «Голова-Плавник-Хвост», на определение местонахождения звука в слове (начало, середина, конец) Можно усложнить это задание, если дети будут не просто отвечать на вопросы, а показывать голова – руки на поясе - хвост. Также в занятии я пользуюсь загадками соответствующей тематики и

анимационными эффектами, что способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Рассмотрим это на примере сочинения рассказов по картинке. Это задание можно выполнить 3 –мя способами.

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Я задаю вопросы: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Я показываю на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Используемые анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка.

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь».Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». Использование программ «Развивашки», «Умелые ручки» на занятиях по лепке, конструированию и аппликации позволяет мне не только обогащать знания детей, но и повышать ихвовлеченность результативность, развивать воображение, творческие способности, образное мышление и речь, мелкую моторику руки, усидчивость. В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма», «Мир информатики»которые предоставлены для пользователей на детских сайтах «Игротека». Я с успехом использую мультипликационные обучающие программы для детей дошкольного возраста «Арифметика-малышка», «Уроки осторожности», «География-малышка» (из серии «Уроки тетушки Совы, «Улица Сезам», «Хочу все знать», где дети с удовольствием включаются в игру, одновременно обучаясь. Из интернет -ресурсов я использую презентации про правилам дорожного движения, пожарной безопасности, «Правила поведения в лесу»,знакомлю детей с государственными и народными праздниками, использование ИКТпозволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь, также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т. д.).С помощью мультимедийных презентаций разучиваю с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений"Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и другие упражнения, которые они выполняют, глядя на экран. Показ слайд-шоу и видео фрагментов из жизни детей на праздниках, посвященных «Дню Матери», «Международный Женский День»,которое сопровождается определенным фоновым звуковым рисунком, всегда вызывает яркий, эмоциональный и благодарный отзыв у родителей воспитанников.

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным условием при подготовке детей к обучению в школе, формируются важные операции мышления, игры повышают самооценку дошкольников. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания,памяти,мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «AlisaStudio» и фирма «1С». .Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

• обогащает детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, отличный помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной работе.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в современном ДОУ Видео "Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в современном ДОУ" Информатизация общества.

Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности Так как наука и техника не стоят на месте, то использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями ДОУ .

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями воспитанников» Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ. Если совсем недавно компьютер использовали только.

Об опыте использования инновационных технологий в профессиональной деятельности Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Отчёт об использовании современных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя Применение современных образовательных технологий Актуальность: Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная.

Педагогический опыт «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «Развитие.

Педагогический опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом. За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала от детей.

Стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся с помощью включения информационно-коммуникационных технологий Для активизации познавательной деятельности необходимо в процессе обучения систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный.

Роль информационно-коммуникативных технологий в ДОУ Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций. Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности»
Опубликовано: 15 января 2019 в 09:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД