Ольга Решетняк
Информационно-аналитическая справка. Положительные результаты по обновлению и создании развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-аналитическая справка. Положительные результаты по обновлению и создании развивающей среды
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!».
Василий Сухомлинский.
Характеристика музыкального зала: музыкальный зал посещают 4 группы (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы, в общем количестве 103 детей от 4-7 лет, из них - 46 девочек и 57 мальчиков.
Публикация «Информационно-аналитическая справка, Положительные результаты по обновлению и создании развивающей среды» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Факты полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды :
• Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале;
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
Учет возрастных особенностей детей;
Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, др. категорий детей (если таковые имеются в группе).
Оснащение музыкального зала
Оборудование:
• фортепиано, музыкальный центр, синтезатор, телевизор
• Музыкальные инструменты для детей (со звуком неопределенной высоты – маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы; издающие один звук – свирели, дудки; русские народные – ложки, гармошки, коробочки, трещотки; с диатоническим и хроматическим звукорядом – ксилофон);
• Атрибуты для игр-плясок
Оснащение кабинета музыкального работника:
•Рабочее место музыкального руководителя (стол рабочий)
•Шкаф, стеллаж для хранения документации, папок, литературы;
•Фонотека по группам
Литература:
•Справочная литература (Музыкальная энциклопедия, словарь музыкальных терминов);
•подборки статей из методических журналов и газет по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников»
• Музыкальные журналы («Справочник музыкального руководителя», «Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я»)
•Нотные сборники;
•Детская художественная литература;
Учебно-наглядные пособия:
•Образцы дидактических пособий;
•Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию;
•Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
•Кукольный театр;
•Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
•Портреты композиторов;
•Альбомы по творчеству композиторов;
Положения и инструкции :
•инструкция по технике безопасности;
Разработки:
•Занятий;
•Развлечений;
•Мероприятий, проводимых с родителями;
Аудиовизуальные средства обучения :
•Набор DVD-дисков;
•Набор аудиокассет и дисков;
•Набор компьютерных обучающих программ, дисков;
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.
Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее.
В интерьере зала, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.
С целью обеспечения психологического комфорта в зале создан «уголок уединения», в котором создана спокойная, приятная обстановка; имеются: мягкий стул, хохломской столик, музыкально-дидактические игры, альбом для рисования и набор цветных карандашей.
В зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами музыкальной деятельности. Все музыкально-дидактические игры и материалы в музыкальном зале расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Такая организация пространства позволяет детям различного возраста выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение самостоятельной деятельности, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде музыкального зала отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство музыкального зала имеете различные, хорошо разграниченные центры развития :
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр для музыкально-театрализованных игр
• центр музыкальной деятельности;
• центр слушания музыки
В кабинете музыкального работника :
• уголок «Семья Романовых» (духовно-нравственное воспитание детей).
Оснащение центров развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства ( например: алгоритм музыкально-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр и т. д.)
Центр для сюжетно -ролевых игр;
В связи с тем, что игровые замыслы детей обусловлены возрастными особенностями, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, понятные им, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).
Центр для музыкально-театрализованных игр:
•Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах, Колобок, Курочка Ряба, Заячья избушка)
• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
• Театр лопаток (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)
• Настольные игры из серии «Играем в сказку»
• Пальчиковый театр
• Театр с игрушками Би-ба-бо
• Театр картинок
• Перчаточный
• Маски персонажей и костюмы
• Декорации и ширма
• Картотека музыкальных и театрализованных игр
• Атрибуты для игр-плясок (разноцветные ленты, флажки, цветы, малинки из ткани, разноцветные полотна ткани, бусы, листья деревьев, кубики.)
Центр музыкальной деятельности:
• Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы)
• Музыкальные инструменты, издающие один звук (свирели, дудки)
• Русские народные музыкальные инструменты (бубенцы, гармошки, коробочки, трещотки)
•Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (ксилофоны, струнные)
• Диски с музыкой и сказками.
Набор портретов русских и зарубежных композиторов как дидактическое пособие, иллюстрации музыкальных инструментов, музыкально-дидактическаяигра «Разбери инструменты по группам» (духовые, ударные, струнные);музыкально-дидактическая игра «Собери инструмент» (пазлы, игра- пазлы «Бременские музыканты».
Центр слушания музыки:
• Магнитофон
• Наушники
• Фонотека по группам
• Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям
• Портреты композиторов
• Альбомы по творчеству композиторов
Центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр:
• Картотека музыкально-дидактических игр
• Настольно-печатные музыкально-дидактические игры («Море», «Три кита», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино»,
• Картотека музыкальных пальчиковых игр.
Уголок «Семья Романовых»
• Фото и книги истории семьи Романовых.
В каждой группе имеются музыкальные уголки, которые соответствуют возрасту. Театральная ширма для самостоятельного творчества детей, кукольный театр (куклы). Развивающая предметно-пространственная среда музыкальных уголков содержательно насыщена и соответствует разным возрастным возможностям детей группы, трансформируется в зависимости от возрастных особенностей детей и тематике игр. Все музыкальные инструменты и атрибуты музыкальных уголков полифункциональны, и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.
Развивающая среда музыкального уголка является вариативной (так как игровой материал периодически меняется, все игры и пособия в музыкальном уголке доступны всем детям, всё пространство уголка безопасно. Уголки музыкальной деятельности в группах содержат музыкальные инструменты фабричного изготовления.
ВЫВОД:
развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.