Ольга Горькова
Создание книжки с воспитанниками — метод речевого развития дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная публикация "Создание книжки с воспитанниками - метод речевого развития дошкольников".
Не секрет, что с большим вторжением в жизнь детей компьютерных технологий, речевое общение становится важнейшей проблемой. Ребенок, не умеющий понимать речь, обращенную к нему, не способный выразить словами и предложениями свои пожелания, становится неинтересен для окружающих. Сверстники не берут его в совместные игры, взрослые предпочитают проговаривать и принимать решения за него, новые знакомства пугают и настораживают. И, как результат, личность со слабо развитым познавательным интересом, с далеко несовершенными социально-коммуникативными навыками, отсутствием стремления ко всему новому.
Публикация «Создание книжки с воспитанниками — метод речевого развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Работая с детьми разных возрастов, я разработала и с успехом применяю метод «создания книжки». В чем его суть?
Целью такой работы является речевое развитие детей. Развивать речь можно живо, эмоционально, сопровождая различными видами деятельности.
На предварительном этапе важно познакомить детей с определенным количеством книжек. Это должны быть не произведения, а, именно книжка с одной сказкой или рассказом – осязаема, яркая, с большими картинками. Внимательный и опытный воспитатель сделает так, что у ребят в группе будет несколько любимых книжек, содержание и иллюстрации которых хорошо знакомы и интересны. Для малышей это могут быть русские народные сказки или произведения К. Чуковского, для старшего дошкольного возраста короткие забавные рассказы Н. Носова. Итак, книжки знакомы и любимы. Можно переходить к основному этапу – непосредственному созданию книжки.
Воспитатель предлагает детям сделать свою книжку! Самим придумать сказку и нарисовать картинки. Тему, как правило, предлагает педагог, исходя из соответствия реализации образовательной программы на данный момент. Это может быть, например «Осенняя сказка», «Непослушный котенок» или «Как Ваня считал кубики».
Важно придумывать сказку легко и эмоционально. Большие паузы и настоятельные предложения продолжить конкретному ребенку сделают процесс неинтересным. Быстрые наводящие вопросы воспитателя, живая мимика и радость после каждого придуманного предложения увлечет любого ребенка. Запоминать придуманную сказку легче опираясь на картинки. Поэтому героев и место, в котором происходит событие, воспитатель сразу зарисовывает. Детям интересно видеть этот процесс: вот он щенок, а вот дерево, на котором сидит птичка. Картинки, нарисованные маркером, потом будут вырезаны и раскрашены воспитанниками. Сказка не должна быть длинной, достаточно описать одно событие. Ответы и предложения могут быть самыми неожиданными и здесь педагогу важно следить за речью детей, помогать правильно грамматически и логически выстраивать предложения. Итак, сказка придумана. Повторяем ее вместе еще один или два раза, глядя на картинки. Обязательно радуемся и хвалим детей.
Следующий шаг - оформление. Вместе вырезаем картинки, раскрашиваем и приклеиваем на заранее подготовленные и скрепленные страницы. В непосредственном общении очень бурно развивается речь : в какой цвет раскрасить героя? Одинаковый ли он на каждой страничке? Кто хочет приклеивать детали? Каким карандашом раскрасим небо? И т. д. и т. п. Дети разговаривают с воспитателями и сверстниками. Педагог постоянно проговаривает сам или просит проговорить кого-то из воспитанников, что произошло в нашей сказке? Почему мы рисуем щенка мокрым или грустным? Кто придет ему на помощь? Дети разговаривают много, иногда спорят, но в целом, их действия направлены на созидание, на конечный результат – получится настоящая книжка! Это радует и вдохновляет маленьких сочинителей и художников.
Создание книжки длится, как правило, несколько дней. За это время ребята запоминают придуманный сюжет, могут его пересказать, речь обогащается прилагательными и глаголами, красивыми речевыми оборотами. Старшие дошкольники могут понять, запомнить и осознанно произносить несложную пословицу или поговорку («Трусливому зайке и пенек волк», «За всякое дело берись умело» и т. п.).
На заключительном этапе, когда книжка готова, важно предоставить детям возможность показать свое творение самым близким людям – родителям, «Прочитать» ее им, получить похвалу, услышать восхищение.
На форзаце или на специально отведенных страничках в конце уместно поместить фотографии, на которых запечатлены этапы работы над книжкой. Родители, глядя на них, порадуются, а ребята будут вспоминать приятные минуты совместного творчества.
Конечно, чтобы в процессе создания книжки, были решены поставленные задачи, достигнута цель, чтобы постоянно поддерживать интерес и стремление ребят к творчеству, воспитателю придется проделать много незаметной для ребят работы. Надо нарисовать недостающие картинки, сшить страницы, распечатать текст, найти время для индивидуальной работы с детьми – каждый должен почувствовать свою причастность к общему делу. Но результат вполне окупится – ребята получат прекрасный опыт речевого общения, а любовь к книгам и желание создавать свои собственные станут их добрыми спутниками. За год можно создать несколько книжек, а за годы посещения детского сада – целую библиотеку, в которой каждая книжка будет любимая.