галина полякова
Консультация для педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных задач.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль воспитателя на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован корректировкой поз детей, постановкой правильных движений рук, ног, головы, либо корпуса, и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :
1. Воспитатель сидит с безучастным видом в роли наблюдателя.
2. Воспитатель перебивает исполнение словесными замечаниями
3. Дает мотивационные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает процесс активизации внимания детей (входит и выходит из зала, уделяет внимание звучащему гаджету и т. д.)
5. Делает замечания музыкальному руководителю и вносит самостоятельные коррекционные замечания по поводу выполнения поставленных задач музыкальным руководителем непосредственно во время занятия.
6. Дети готовятся к входу на занятие за счет времени, отведенного на само занятие, что категорически недопустимо и нарушает должностные инструкции организации и проведения музыкальных занятий как самого воспитателя, так и музыкального руководителя.
7. Дети обуты и одеты в несоответствии с правилами проведения музыкальных занятий (в сандалиях, в теплых кофтах с капюшонами и штанах с широкими карманами, девочки без обозначения принадлежности к женскому полу, держа в руках игрушки, конфеты или жуя жевательную резинку.
Если воспитатель не согласен с выполнением полного объема поставленных задач музыкальным руководителем на занятии, или желает внести корректировку по плану проведения предстоящего занятия, он должен согласовывать эту информацию с музыкальным руководителем вне данного занятия.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Перед началом входа группы на занятие воспитатель обязан знать и руководить организацией построения детей в определенном порядке, заранее обусловленным задачами, поставленными музыкальным руководителем. Если дети входят парами, педагог должен иметь поименный список построения детей. Если делать это систематически, то занятия будут проходить более плодотворно, без лишней траты времени, отведенного на занятие.
1. При пении воспитатель располагается за детьми, поет вместе с детьми (не заглушая детского пения) чтобы подсказывать при необходимости, движения, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, располагаясь среди детей в зоне для движений, напоминая порядок выполнения ритмических движений своим собственным показом или давая отдельные указания жестами в процессе пляски, игры)
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудионоситель.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем :
1. Индивидуальные консультации : проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций :
• Знакомство с задачами предстоящих занятий
• Усвоение репертуара (мастер-классы для воспитателей по исполнению песен, ритмических упражнений, музыкальных игр)
• Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
• Продумывание внесения музыкального материала в самостоятельную деятельность и режимные моменты
• Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
2. Групповые консультации :
• Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
• Составление плана праздничных мероприятий
• Обдумывание сюрпризных моментов
• Обсуждение различных вопросов, связанных с организацией проведения утренников
• Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
• Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
• Обучение воспитателей в области знания элементарной музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на детских музыкальных инструментах и спеть её
2. «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике».
1. Знать слова ведущего и порядок проведения утренника наизусть.
2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно.
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т. к. внимание у детей неустойчивое).
6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (Смотреть на муз. рук.).
8. Роль своего персонажа знать наизусть.
9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
10. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
11. Стараться не критиковать и не дергать детей, не делать словесных замечаний без особой необходимости, успокаивать их поглаживанием по плечу.
Роль воспитателя при подготовке и
проведении праздничного утренника.
В процессе подготовки к музыкальным праздничным и тематическим мероприятиям воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с музыкальным руководителем. Зная особенности характера своих воспитанников, воспитателю легче предложить роль для инсценировки в утреннике тому или другому ребенку.
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т. п.).
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.