Лучший педагог года

Индивидуальный проект «Психологическое воздействие живописи на человека»

Марина Зулумханова
Индивидуальный проект «Психологическое воздействие живописи на человека»

Выполнила:

Зулумханова Марина Владимировна,

воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…. …2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.2 Живопись как вид искусств…. 3

1.3 Влияние на работу мозга…3

1.4 Физическое и психологическое здоровье…. …3

1.5 Лечение цветом….3

1.6 Развитие личности…. …. 4

1.7 Эмоциональное наполнение…. …. 5

1.8 Мнения исследователей о влиянии живописи на состояние человека. …. 5

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Изучение влияния произведений живописного искусства на людей….….…. 7

1.1 Айвазовский. «Кораблекрушение»….….….8

1.2 Брюллов. «Последний день Помпеи»….…8

1.3 Ольга Аксёнова. «Белка»…. …9

1.4 Александр Кестер «Девочка с гусями»…. …9

1.5 Ханс Даль «На краю воды»…. …. …. …10

1.6 Ван Гог «Ночь над Роной»…. …. …. ….10

2. Психологическое равновесие через живопись…. …. 11

3. Рекомендации…11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 12

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. ….….…13

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Приложение № 1…. ….…. …. 14-16

2. Приложение № 2. …. 17

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время снижается интерес живописи как к виду искусства, так как кино, телевидение вытесняют его, но, я считаю, живопись еще актуальна и будет актуальной еще долгое время, живописные полотна, по мнению ученых, вызывают у человека чувство эстетического удовлетворения.

Творения художества воздействуют и регенерируют огромные изменения в наших мыслях и способны воздействовать для химических движениях в организме. Но нет разницы, что изображено на холсте, доказано, что благоприятно воздействует для жизнедеятельность человека.

Я считаю, что тема «Психологическое воздействие живописи на человека» актуальна, так как в работе рассматривается мнение про значимость цвета. Каждый цвет воздействует на людей по-различному и есть значение. Видя какой-нибудь цвет, появляются эмоции и ассоциации.

Основную цель проекта я для себя определила следующим образом: изучить и понять, как влияет живопись на молодого человека.

Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

1. Изучить литературу, отражающую проблему.

2. Провести исследование влияния определенных картин на ощущения подростков, подобрав для этого картины разных направлений и жанров.

3. Представить результаты исследования в виде диаграммы и компьютерной презентации.

Гипотеза: Предположим, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние.

Объект исследования: Эмоциональное состояние

Предмет исследования: Эмоции подростков под влиянием картин

Проблема: Выявить картины с какими оттенками благополучно влияют на психологическое и эмоциональное состояние человека

Для реализации цели и задач я использовала методы:

- анализ литературы и систематизация информации

- анкетирование и диагностика учащихся

- мониторинг рекомендаций по выбору картин

2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Живопись как вид искусства

Живопись – направление искусства, популярное с древнейших времен. Люди всегда стремились к прекрасному – посещали выставки, покупали картины, украшали свое жилье. холсты с портретами, пейзажами, абстракцией встречались в интерьерах столетия тому назад, востребованы и сегодня. они имеют эстетическую, декоративную ценность, подчеркивают вкус владельца, помогают расставлять акценты в интерьере. Сегодня мы поговорим о том, как искусство живописи влияет на человека.

1.2 Влияние на работу мозга

Доказано влияние картин на работу мозга. оно будет выше, если вы рисуете сами, но созерцание – тоже плюс. к такому выводу пришли исследователи, которые проводили электроэнцефалограмму головного мозга и анализировали результаты.

Живопись побуждает мозговые извилины человека работать максимально активно. параллельно формируется аналитическое мышление, улучшается концентрация внимания, замедляются процессы старения. поэтому врачи рекомендуют пожилым людям вести активный образ жизни и посещать галереи.

1.3 Физическое и психологическое здоровье

Искусство живописи положительно влияет на общее самочувствие. человек во время созерцания картин может отмечать уменьшение головной боли и других неприятных ощущений в теле. параллельно происходит успокоение нервной системы, залечиваются душевные раны.

Если хотите предотвратить нервные срывы, любуйтесь живописью. она влияет на психоэмоциональную стабильность, помогает при тревогах, стрессах и депрессиях. это очень важно в современных условиях. влияние искусства на человека многогранное, не зря в некоторых медицинских учреждениях осуществляется лечение с помощью творчества. люди выражают свои эмоции через мазки кистью, учатся общаться с окружающим миром, лучше узнают себя.

1.4 Лечение цветом

3

1. Красный и его многочисленные оттенки хорошо оказывают влияние на избавление от различных дерматологических проблем. Совместное пользование такими лучами, с использованием желтого, оказывает помощь с дефицитом железа, устраняет депрессию и повышает физическую работу мышц, вызывает активный рост и набор веса и маленьких детей.

2. Спектральное восприятие оранжевого дают рекомендацию по применению при нарушении деятельности сердечного аппарата и при частых болезнях органов верхней дыхательной системы. Активный эффект оранжевого луча, направленного на участок, где расположена селезенка, использования для профилактики и лечения гриппа и простудных заболеваний.

3. Желтый носит значение незаменимого помощника для зрения. Его легко воспринимают, он оказывает помощь в коррекции многих болезнях.

4. Синий благородно оказывает на психические и психологическое состояние, помощь можно ждать на коррекцию психических расстройств и хорошо можно расслабиться мышечному аппарату зрению.

5. Чтобы уменьшить аппетит, уменьшить появление кожных проблем, нужен голубой цвет.

6. Вылечить разные фобии и излечиться от замкнутого пространства. Спокойствие и успокоение принесет зеленый цвет.

7. Оттенки фиолетового дает укрепление защитных функций и балансировка кровяного давления, улучшение эмоционального фона

1.5 Развитие личности

Любовь к искусству не зря начинают прививать маленьким детям. в садиках и развивающих центрах учат рисовать, в выходные родители организуют походы в музеи. живопись – художественное отображение действительности, она оказывает большое влияние на личность человека:

1. учит сопереживать, проявлять эмпатию;

2. помогает в развитии лучших сторон;

3. формирует определенные жизненные принципы, определяет мысли, чувства;

4. способствует развитию чувства прекрасного.

4

Чтобы понять, как живопись влияет на человека, нужно рассматривать полотна русских и зарубежных художников. картины разных времен отражают действительность, в которой жил автор. чем больше вы видели и знаете – тем шире кругозор.

Живопись не может не влиять на нашу жизнь. она определяет духовные ценности, пробуждает стремление к постоянному совершенствованию себя. человеку нужно уделять внимание своему развитию – посещать музеи, выставки, изучать новинки отрасли, брать картины домой.

1.6 Эмоциональное наполнение

В русской живописи вложены дух нашего человека, эмоции художника. вы не просто просматриваете картины, а внимательно изучаете их, анализируете. это формирует действительность зрителя, углубляет понимание многих вещей.

У каждой картины есть своя энергетика. светлые полотна отражают искренность, доброту, любовь. их созерцание позволяет впитывать эти чувства, делиться ими с окружающими. есть негативные полотна – темные, тусклые, с агрессивными нотами. их влияние тоже велико.

Живопись влияет на наше настроение, может определять ход мыслей, даже всей жизни. используйте этот инструмент при ощущении эмоционального голода. кстати, есть исследования, которые доказывают – созерцание интересных картин способствует выработке эмоций, присутствующих у влюбленного человека. ученые наблюдали за зрителями, анализировали, как искусство влияет на мозговые процессы. оказалось, посещение галереи вызывает те же эмоции, что сильная влюбленность.

Часто происходит всплеск дофамина – этот гормон дает ощущение удовлетворения и просто приятные эмоции. утверждение, что красота спасет мир – это не шутка. живопись оказывает влияние на всех, даже если мы этого не осознаем. при грамотном подходе она помогает при депрессии, стрессе и болевых ощущениях.

Мнения исследователей о влиянии живописи на состояние человека.

Живопись – неустанный спутник человека с самых древних времён. она и украшает дом, она и элемент культа, и предмет рассмотрения эстетики. С нами живут и смотрят сквозь века многочисленные портреты, пейзажи, натюрморты[6].

5

В последние годы в нашей стране «эмоциям» придается очень большое значение: не случайно сегодня практически в любой организации работает профессиональный психолог, а регулярно обращаться за психологической помощью для многих людей становится естественной нормой жизни[5].

Есть и другое мнение на счет этого. после проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что живопись положительно сказывается на самочувствии человека. так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны. кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживание, тревога, стресс и депрессия[3].

Но другие считают иначе, например, специалисты из университетского колледжа (Лондон) провели исследования, в результате которого выяснилось, что взгляд на картину и присутствие любимого человека порождают в нашем мозгу активизацию одних и тех же участков. в частности, в организме человека происходит всплеск дофамина, который отвечает за чувство удовлетворения и приятные ощущения[4].

Таким образом, очевидно, что произведения живописи влияют на человека. Его внутренний мир и эмоциональное состояние.

Живопись может оказывать различное воздействие на эмоции человека, например, через глубокое погружение. Возможно, вы испытывали состояние потока, когда полностью концентрируетесь на своей деятельности, забывая о времени. В этом состоянии люди не задумываются о своих действиях, они полностью вовлечены. Еще одно исследование показало, что просмотр произведений искусства может погрузить человека в аналогичное состояние, изменяя его восприятие реальности. В исследовании 2020 года приняли участие более 340 человек, и некоторые из них отметили свою высокую степень концентрации при просмотре картин. Различные виды живописи могут влиять на нас по-разному. Если вы не всегда понимаете современное абстрактное искусство - не расстраивайтесь. Возможно, именно в этом и заключается его особенность. Мир не ограничивается только тем, что вписывается в наши представления.

6

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучение влияния произведений живописного искусства на подростков.

В ходе своего исследования я провела анкетирование

Я предлагала респондентам анкету (Приложение №1):

«Какие чувства вы испытываете, глядя на данную картину?»

а) безразличие

б) ненависть

в) радость

г) воодушевление

д) жалость

е) равнодушие

ё) душевный подъем

з) страх

Были предложены для рассматривания картины (Приложение №2)

1. Айвазовский. «Кораблекрушение» - тема бушующей морской стихии

2. Брюллов. «Последний день Помпеи»- гибель города, изображен природный катаклизм. Айвазовский. «Кораблекрушение»

3. Ольга Аксёнова. «Белка» – сюжет связан с животным.

4. Александр Кестер «Девочка с гусями» - связана с девочкой, которая играет с гусями.

5. Ханс Даль «На краю воды» - ребята у лодки у края воды.

6. Ван Гог «Ночь над Роной» отражение освещения через мерцающую голубую воду реки Рона.

На рассмотрение каждой картины давалось 3 минуты. После этого я просила заполнить анкету.

7

Получены следующие результаты:

«Кораблекрушение» - преимущественно чувство горя-сострадания и печаль

«Последний день Помпеи» - преимущественно чувство страха, тревоги.

8

«Белка» - преимущественно чувство радости, смущение, а так же интерес-волнение.

«Девочка с гусями»- преимущественное чувство душевного подъема, безразличие.

9

«На краю воды» - преимущественное чувство воодушевление, радость.

«Ночь над Роной» - преимущественное чувство радости, интереса, душевный подъем.

ВЫВОД: Разные люди по-разному воспринимают картины. На них неоднозначно действуют содержание и цветовая гамма произведения живописи. При рассматривании их человек может испытывать различные эмоции.

10

Психологическое равновесие через живопись

Жизнь человека сегодня крайне насыщена и стремительна, множество событий пролетают одно за другим. Большинство людей постоянно находятся в определенном эмоциональном напряжении, не соблюдая какой-либо режим работы и отдыха. Все всё стремятся успеть вовремя. Данный образ жизни может привести к нервному истощению, банальной потери отдыха и преданию созерцанию и рефлексам.

Рекомендации

Для того, чтобы хоть каким-то образом побороться за свое здоровье и психологическое равновесие, следует создать самые благоприятные условия, прежде всего, у себя дома. Нужно окружить себя уютом, наполнить дом приятными вам вещами, которые смогут создать желаемый эмоциональный фон и нужную атмосферу. Именно к таким вещам можно отнести предметы искусства и творчества, а особенное воздействие на психику может оказать живопись.

Масляная живопись, по мнениям специалистов, заряжена своеобразной энергетикой, ведь она привносит в себе часть души самого творца. Немногие из тех, кто приобретает картины, задумывается о их непосредственном влиянии на свою психику, но именно они могут благоприятно выравнивать эмоциональный фон, устранять тревогу и помогать владельцам создавать все самые лучшие условия для отдыха.

Влияние каждого отдельного цвета на психологическое состояние уже достаточно давно доказано учеными, а картина, со своей стороны, несет содержание и настроение, которое способно передаваться непосредственно от творца к обладателю картины.

Особенное предпочтение сегодня покупатели отдают пейзажам. Ведь они, по сути, как бы приглашают к созерцанию, предлагают для внимания зрителя живую игру тени и света, тем самым заставляя окунуться в мир природы, насладиться ее совершенством и красотой. Пейзажи живы и притягательны, ими чаще всего украшается внутренне убранство и интерьер дома.

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я подтвердила мысли исследователей о том, что живописные полотна способны вызывать эмоциональный отклик у людей. однако не удалось найти подтверждения тому, что картины, несущие агрессивное содержание, находят аналогичный отклик в душах зрителей. но и безразличными полотна не оставляли своих зрителей.

В практической части провели два анкетирования учащихся нашей школы «Оценивание эмоционального состояния на работах художников». Сделав вывод, мы пришли к тому, что многие учащиеся старших классов не очень правильно смогли определить верное эмоциональное состояние авторов, в то время как младшие школьники справились более успешно.

При оценивании эмоционального состояния учащихся пришли к выводу, что все зависит от восприятия цвета и личностного оценочного суждения. Сделали выводы, что происходит при просмотре картин происходит влияние на эмоциональное состояние человека. Большинство опрошенных, открыв истинные чувства и изложив на бумаге, что люди испытывают радость и другие положительные эмоции при виде ярких и открытых цветах. И на оборот при холодных и утемненных испытывали печаль и горе-страдание. Тем самым наша гипотеза о том что, цветовая гамма оказывает влияние на эмоциональное состояние, подтвердилась.

Таким образом, можно сделать вывод: большинство людей испытывает при виде картины воодушевление, радость, душевный подъем или иные чувства. Единицы испытывают жалость, ненависть, страх. Мне в результате решения поставленных задач удалось подтвердить теорию специалистов из лондонского университета.

12

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зарецкий Д. М., Смирнова В. В. - Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших заведений.

2. Искусство 8-9 классы: Учеб. для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – м. : Просвещение, 2011.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

3.https://estet-portal.com/statyi/kak-iskusstvo-zhivopisi-vliyaet-na-cheloveka

4.http://hochuvseznat.com/kak-zhivopis-vliyaet-na-cheloveka/

5.https://sovjiv.ru/news/896

6.https://farbenliebe.ru/raznoe/vliyanie-zhivopisi-na-cheloveka.html

13

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Репродукции предоставляемых картин

И. К. Айвазовский

«Кораблекрушение»

К. П. Брюллов

«Последний день Помпеи»

14

О. Аксёнова «Белка»

Александр Кестер «Девочка с гусями»

15

Х. Даль «На краю воды»

Ван Гог «Ночь над Роной»

Публикации по теме:

Детский индивидуальный проект «Фликеры — это пешеходные «светлячки»Детский индивидуальный проект «Фликеры — это пешеходные «светлячки» Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно.

Индивидуальный детский проект «Фликер дарит свет жизни»Индивидуальный детский проект «Фликер дарит свет жизни» Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы познакомитесь с индивидуальным детским проектом. В рамках проектно – исследовательской.

Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца»Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуальный проект «Психологическое воздействие живописи на человека»
Опубликовано: 20 июля 2024 в 18:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный проект «Психологическое воздействие живописи на человека»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Зулумханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД