Наталья Полунина
Индивидуальный план по самообразованию на тему «Сказка как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»
Ирина Токмакова
Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Она легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать.
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию на тему „Сказка как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, как бы, между прочим, пассивно, важные для формирования речи функции:
• расширяет словарный запас ребенка
• преподносит готовые художественные обороты и метафоры
• показывает пример составления различных предложений
• естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Актуальность темы:
Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Цели:
1. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством сказки.
2. Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев,
3. Развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей.
Задачи:
Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
Обогащать, активизировать речь детей.
Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль
Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями, памятки для родителей.
3. Участие родителей в развлечениях.
4. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ
План работы
Работа с детьми
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь Сказ как литературно-художественное повествование Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Ежедневный вечер чтения
Драматизация отдельных эпизодов в лицах
Октябрь Русские народные сказки Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» Ежедневный вечер чтения
Драматизация русской народной сказки «Хвосты»
Ноябрь Малые фольклорные формы (загадки, скороговорки, считалки) Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Малые фольклорные формы (чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок) Ежедневный вечер чтения
Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»
Декабрь Стих как художественная речь Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Чтение любимых стихотворений Ежедневный вечер чтения
Развлечение «Новогодний калейдоскоп стихов»
Январь Зарубежный фольклор (английские сказки) Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Рассказывание сказки «Три поросенка» Ежедневный вечер чтения
Драматизация сказки «Три поросенка»
Февраль Рассказы для детей Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ежедневный вечер чтения
Чтение в лицах рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Март Образ природы в стихах Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Чтение любимых стихотворений о весне Ежедневный вечер чтения
Развлечение «Расскажи стихи руками»
Апрель Малые фольклорные формы (пословицы) Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Малые фольклорные формы (составление сказок по пословицам) Ежедневный вечер чтения
Спектакль с участием детей и родителей «Русская народная сказка»
Май Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с художественной литературой Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях
Чтение сказок А. С. Пушкина Ежедневный вечер чтения
Вечер памяти
Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина
Работа с родителями
Срок Содержание работы Практический выход
Сентябрь Рекомендации по выбору возрастной художественной литературы Беседа: «Книги, которые вы читаете дома»
Октябрь Обмен мнениями: «Роль сказки в жизни ребенка» Родительская гостиная
Ноябрь Консультация «Малые фольклорные формы – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей
Декабрь Привлечение родителей к участию в жизни детского сада Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
Январь Показ организованной образовательной деятельности на тему «Рассказывание сказки «Три поросенка»
День открытых дверей
Февраль Рекомендации: «Рецепты составления домашней библиотеки» Беседы с родителями, индивидуальные консультации
Март Консультация «Насколько важно читать ребенку» Информация в уголке для любознательных родителей
Апрель Привлечение родителей к участию в жизни детского сада Спектакль с участием родителей «р. н. сказка Лиса и кувшин»
Май Подготовка фотографий детей во время драматизации художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг Фотовыставка «Наши юные таланты»
Самореализация
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года *Изучение нормативных документов
*Чтение тематических педагогических изданий
*Чтение методической и тематической литературы
*Обзор тематической информации в интернете
*Проведение открытых мероприятий (с последующим анализом со стороны коллег)
*Изучение и внедрение новых технологий
*Создание собственного блога
*Работа с родителями
*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
*Пополнение центров книги и театрализованной деятельности Повышение педагогической компетентности
Сентябрь Подбор произведений художественной литературы для чтения и рассказывания детям по темам месяца Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам месяца
Октябрь Работа с методической литературой, изучение педагогической диагностики Мониторинг
Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Сказка как средство развития речи дошкольников» Повышение педагогической компетентности.
Декабрь Пополнение центра книги Выставка «Любимые книги»
Январь Пополнение центра театрализованной деятельности Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности
Февраль Подбор фотографий, иллюстраций портретов детских писателей Выставка «Детские писатели»
Март Подбор иллюстраций по теме «Времена года» Альбом «Времена года»
Апрель Работа с методической литературой.
Подведение итогов педагогической диагностики
Мониторинг
Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Презентация на тему «Сказка как средство развития речи дошкольников»