татьяна назарова
Индивидуальный образовательный маршрут — как условие осуществления целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение Куйбышевского района –
детский сад «Аленький цветочек».
Индивидуальный образовательный маршрут –
как условие осуществления целенаправленной коррекционно – развивающей деятельности с дошкольником с ОВЗ
Подготовила:
Назарова Т. А. ,
воспитатель
Куйбышев,2016
Я работаю в общеразвивающей группе, которую посещают дети с ОВЗ, у некоторых наблюдаются речевые нарушения в произношении звуков.
Темочки:
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Необходимым условием организации качественного образовательного процесса для меня является повышение педагогической квалификация
по дополнительной профессиональной программе «Организация педагогической деятельности детей ОВЗ ДОО».
Согласно рекомендациям учителя - логопеда я в организации образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями использую специальные игровые приемы и формы работы.
Согласно ИОМ работу провожу с каждым ребенком индивидуально,
по следующим направлениям: развитие артикуляционного аппарата, автоматизация и ддифференциация поставленного звука.
Для поддержания интереса и желания выполнять упражнения использую небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность. («Как язычок ходил в зоопарк»).
Артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарата, провожу 2 раза в день:
Слайд 2
Для мягкого неба:
1. Позевывание.
2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
3. Полоскание горла.
4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
5. Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти.
1. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
2. Перегонка воды из одной щеки в другую.
3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ.
1. Улыбнуться, не обнажая зубы.
2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
4. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
Для языка:
«Блинчик», «Лошадка», «Вкусное варенье».
Для формирования правильного звукопроизношения использую упражнения на развитие слухового внимания:
“Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”
Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.
Слайд 3
Для закрепления правильного звукопроизношения, я использую изготовленный мною дидактический кубик – ротик. Ребенок прокатывает кубик по столу, и какая грань выпадает, то упражнение он и выполняет.
Слайд 4
“Найди картинку”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Раскладываю перед ребенком ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизвожу соответствующие звукоподражания. Далее ребенку дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Слайд 5
“Хлопки”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя.
“Кто летит”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Сообщаю детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться ( например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры медленно произношу фразы, делая паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
Таким образом, создаю у детей интерес к играм и упражнениям, что способствует выработке правильного произношения и развитию речи.
Разработала картотеки по лексическим темам.
Картотека по ознакомлению со звуковой стороной речи.
«Подскажи звук», «Какой звук потерялся», «Назови первый звук», подбери подходящее по звучанию слово (птичка-синичка)и т. д.
Так же с Антоном я провожу гимнастику на развитие дыхания. Она выполняет важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма и эта основа звучащей речи, источник образования звуков. (Под музыку «Кышь, муха, улетай», «Дует ветерок» и т. д.).
Маятник
Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».
Водитель
Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.
Слайд 6
Игры на развитие мелкой моторики имеют немаловажное значение. Это игра с пуговицами, с прищепками. Дети успокаиваются и у них лучше идет динамика обучения.
Слайд 7
Игры с массажными мячами. Самомассаж оказывает благотворное влияние на организм, потому что задействованы глубокие мышечные структуры.
Вся работа по формированию правильного звукопроизношения согласовывается с логопедом, родители обращаются к логопеду при возникающих затруднениях.
В помощь родителям для каждого ребенка совместно с учителем - логопедом ведем индивидуальную логопедическая тетрадь, в которой записываем весь отработанный материал и знакомим с результатами работы родителей.
Слайд 8
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от своевременной и совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда, а также и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.