Альфия Дзюбан
Индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» с. Сокол Долинского района Сахалинской области
694060,Сахалинская область, Долинский район, с. Сокол, ул. Луговая 49а
tел/факс 95-3-42, е-mail : rosinka-2014@mail.ru
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Выполнили :
Учитель-логопед Дзюбан А. Ф.
Педагог- психолог Уварова Е. Ю
Воспитатели ; Стаховская Е. А.
Публикация «Индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2019г
Ф. И. О. ребенка
• И. А
Дата рождения
• 1 января 2013 г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
• компенсирующей группы;
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 16 января 2017 г.
Дошкольная группа:
• подготовительная к школе группа;
Режим пребывания:
• группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
• нет;
Заключение и рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование:
• нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
Образовательная программа:
• адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
Конкретизация категории ОВЗ:
• ПрАООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями
Психолого-педагогическая характеристика • Внешний вид ребёнка : опрятеный, ухоженный
• Исследование движений и действий: Нарушение движений, парезов, навязчивый движений, тиков, нарушение координации замечено не было. Общая моторика- норма. Движения по словесной инструкции выполняет без затруднений. Мелкая моторика развита недостаточно. Умеет застегивать и расстегивать различные застежки. С трудом работает ножницами. Навыки рисования, лепки не сформированны. Ведущая рука -правая.
• Состояние эмоционально-волевой сферы: Быстрое психическое утомление, ребенку сложно сосредоточиться. Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Отсутствие эмпатии. Низкая мотивация к успеху.
• Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Познавательные процессы ниже нормы. Представления о цвете и форме сформированны. Представления о пространстве и времени не сформированы.
• Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: Знает свое имя и фамилию.
• Особенности речевой деятельности: Полиморфное нарушени звукопроизношения
• Состояние игровой деятельности: .
• Состояние продуктивной деятельности: .
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии.
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ.
Специальное оборудование
• Для ребенка с нарушением интеллекта необходимы предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
• Набор предметов-орудий: палочки с различными рабочими концами: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочкой с концом типа вилки и др. ; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; матрешки трех-пятиместные; столики с втулками; коляски с рукоятками; тележки, машины; лоточки для скатывания шариков; лотки для прокатывания автомобилей; тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него; вкладыши по типу досок Сегена; игрушки с крепящимися деталями; пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка) и др. интерактивное оборудование для развития внимания, восприятия, памяти и мышления.
• Набор сюжетных и дидактических игрушек; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п. ; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольные театры из дерева или картона по народным и авторским сказкам.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ • Пять дней в неделю, полный день
Соматическое состояние • Вторая группа здоровья
Рекомендации специалистов медицинского профиля • Отсутствуют
Противопоказания • Отсутствуют
Взаимодействие специалистов ОУ • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом
• Рекомендованы занятия с педагогом-психологом
Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
ИПРА разработана впервые, на срок до: 1 декабря 2020 г.
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО) :
• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
• ПрАООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
• Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
• Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПб. : СОЮЗ. –2001.
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях подготовительной к школе группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка Задачи Методические приемы и используемые технологии
Нарушения мелкой моторики ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие» • Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации. • Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.
• Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.
• Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.
• Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.
Быстрая истощаемость Все образовательные области • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
• Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы.
• Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми. • Охранительный режим.
• Введение дополнительной физкультурной минутки.
• Ступенчатый ввод ребенка в подгрупповые занятия с детьми.
• Частая смена видов деятельности.
• Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.
Нарушения внимания ОО «Познавательное развитие»
ОО «Физическое развитие» • Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».
• Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
• Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками. • Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.
• Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников.
• Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога.
• Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.
• Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия.
Нарушения памяти ОО «Речевое развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие» • Расширение объема двигательной памяти.
• Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
• Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
• Расширение объема зрительной памяти. • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.
• Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом.
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления ОО «Познавательное развитие» • Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.
• Развитие наглядно-действенного мышления.
• Развитие наглядно-образного мышления.
• Развитие элементов творческого мышления и воображения. • Моделирование проблемных ситуаций.
• Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий.
• Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
• Организация экологических наблюдений.
• Освоение приемов творческого мышления и воображения.
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования ОО «Художественно-эстетическое развитие» • Формирование предметно-изобразительных навыков.
• Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.
• Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему. • Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.
• Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.
• Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.
• Конструирование в паре со взрослым и сверстником.
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста
Педагогическая помощь • 3 занятия в неделю • 108 занятий (учебных часов) в год • Групповые занятия
• Подгрупповые занятия
• Индивидуальные занятия
• Совместная образовательная деятельность с родителями
• Игровые досуги Воспитатели:
Стаховская Е. А.
Михайловская Л. Н.
Психологическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия
• Индивидуальные занятия
• Совместная образовательная деятельность с родителями
• Тренинги
• Игровые сеансы Психолог:
Уварова Е. Ю
Логопедическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия
• Коммуникативно-речевые практикумы
• Индивидуальные занятия
• Совместная образовательная деятельность с родителями
• Игровые сеансы Логопед:
Дзюбан А. Ф.
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Тематические встречи
• Открытые занятия
• Родительские собрания
• Индивидуальные консультации
• Совместная проектная деятельность В течение года
Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов
• Совместная проектная деятельность
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Тематические встречи
• Открытые занятия
• Родительские собрания
• Индивидуальные консультации
• Вечер вопросов и ответов
• Совместная проектная деятельность
• Совместные поручения с детьми В течение года
Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами
• Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы
• Организация экскурсий в школу В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе
Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля
ОО «Физическое развитие»
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Речевое развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Зам зав по ВМР:
___ Тарасевич Е. В.
Воспитатели:
___ Стаховская Е. А.
___ Михайловская Л. Н.
Педагог-психолог:
___ Уварова Е. Ю
Специалист коррекционного профиля (логопед) :
___ Дзюбан А. Ф.
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:
___ мама Е. Ю