Лифанова Ирина Викторовна
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный
коррекционно-развивающий маршрут для детей с ОНР
Цель: развитие сенсорных эталонов.
Задачи.
• Совершенствование восприятия детей, умения активно использовать осязание, зрение, слух.
• Обогащение речевого опыта детей в разных видах деятельности.
Тематический план занятий.
«Спрячь мышку» Знакомство с правилами игры. Три домика и квадраты-дверцы шести цветов. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Когда все дверцы закрыты, приходит кошка «ловить мышей». Количество домиков можно увеличивать (от 3 до 6). Игру можно повторять несколько раз.
Публикация «Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для детей с ОНР» размещена в разделах
«С стране фигурок «Человечков». Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок – «человечков» и рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки фигурки-«человечков» (круг, квадрат, треугольник, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат и т. д. Предлагаем ребенку обвести фигуру и назвать. Далее проводится игра «Найди такую же». Количество фигур можно увеличивать (по две фигуры каждой формы)
Аппликация «Салфеточки для фигурок-«Человечков». Ознакомление детей с овалом и прямоугольником. Взрослый напоминает ребенку о стране фигурок «Человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе со взрослым рассматривает овал и прямоугольник; взрослый называет их, просит ребенка сказать на какую из знакомых ему фигур похож овал и на какую прямоугольник (овал – на круг, прямоугольник – на квадрат, только вытянутые). Далее выполняем аппликацию для выбранной фигуры.
«Кто где спит?» Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Ребенок вспоминает названия знакомых фигур-«человечков». Взрослый показывает поочередно большие фигуры, обводя пальцем каждую, выясняет, помнит ли ребенок «имя» фигурки-«человечка». Затем предлагается игра с маленькими фигурками-«человечками». Укладываем их спать в подходящие «кроватки».
«Разноцветные комнаты» У ребенка большая карточка, разделенная на 6 цветных квадратов. Предлагаем ребенку представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Предлагаются цветные силуэты игрушек (машинка, чашка, рыбка, флажок и т. д.). Ребенок раскладывает силуэты игрушек по комнатам. Количество игрушек в коробке может меняться.
Лото «Цвета» В данной игре взрослый является и ведущим и партнером. Раздает карточки лото, рассматривают их с ребенком. Достает из коробки по одной картинке: «У кого такая?»
Вариант 2.
Игра проводится аналогично первой, но взрослый не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет: «У кого зеленая машина?»
«Построим башню» Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение)
Рассматриваем на отдельных картинках изображения зверей, располагаем их по порядку: самый большой (медведь, поменьше (волк) и т. д. Потом ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу – самый большой, затем квадрат поменьше, затем – самый маленький.
«Гости» Знакомим детей со способами группировки по форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине. Достаем большие геометрические фигуры с нарисованными лицами, вспоминаем их «имена», находим отличия (круг, овал). Предлагается игра – дети должны помочь младшим братцам «человечков» найти свои домики. Ребенок группирует все круги на листе с контуром круга, все овалы – на листе с контуром овала).
Аппликация «Елочка». Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.
Показываем ребенку образец аппликации елочки. Ребенок раскладывает элементы аппликации в порядке убывания величины, затем наклеивает их.
«Накорми мишек» Рассматриваем мишек на картинках, раскладываем по росту. Кормим их, предлагаем мисочку по его росту. Можно увеличить количество медведей и количество карточек.
«Геометрическое лото» Взрослый является ведущим и игроком. Сначала рассматриваем материал – лото, отмечаем, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой, квадратной). Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать одну или несколько. Выбранная карточка помещается в вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый показывает по одной картинке с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?» Игра повторяется 2-3 раза.
«Составные картинки» Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздание его из частей. Рассматриваем образцы рисунков, анализируем их с точки зрения составных частей (особенности величины, цвета, формы, пропорции). Затем ребенок самостоятельно составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур.
Аппликация «Орнамент» Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета. Анализ образца орнамента (какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какая по углам). Выбираем нужные фигуры, располагаем их на листе и наклеиваем.
«Три воздушных шарика» Развитие представлений об оттенках цветов; составление ряда по светлоте при использовании белил. Рассматриваем картинку с шариками. Объясняем, как можно получить оттенки с помощью синего цвета и белил. Получив краску разных оттенков, ребенок раскрашивает шарики так, чтобы получился оттеночный ряд.
Лото «Цвет и форма». Развитие ориентировки по двум признакам одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величины). Взрослый достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?» Игра продолжается пока не будут закрыты все фигурки на картах.