МААМ-картинки

Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ

Лазарева Ольга
Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Гнилуша Задонского муниципального района Липецкой области

Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 2022-2023 уч. г.

Маршрут разработали : педагог-психолог Н. Д. Чарикова

Воспитатель О. Ф. Лазарева

Пояснительная записка

Темочки:

Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.

От современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.

Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В работе с ребенком использованы образовательные технологии:

Технология игрового обучения

Компьютерные

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)

Технология развития связной речи

Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика).

ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения.

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Ф. И ребенка

Дата рождения 01.02.2016

Возрастная группа старшая

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях общеразвивающей группы.

Общие сведения Ф. И. О. родителей (законных представителей)

Ф. И. О. воспитателей Лазарева Ольга Фёдоровна

Ф. И. О. специалистов сопровождения педагог-психолог Чарикова Наталья Дмитриевна

Заключение и

рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование:

нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также Адаптированной основной образовательной программы дошкольного

образования для детей с ТНР

Общие задачи на период реализации ИОМ Создание коррекционно-педагогических условий для

обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной

деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально- волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации

нарушений в развитии.

Режим пребывания

ребенка в ОУ группа полного дня

Взаимодействие специалистов ОУ Воспитатель

Педагог-психолог

Характеристика проблем ребенка.

Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

темп выполнения заданий очень низкий;

нуждается в постоянной помощи взрослого;

низкий уровень развития познавательных процессов:

восприятия (цвет, форма, величина);

внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);

мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);

памяти (зрительная, слуховая);

низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).

Логопедическое обследование дало следующий результат:

Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка

Мониторинговые:

-Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

-Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно- развивающей программы

Воспитательные :

-Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

-Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

-Воспитание положительных личностных качеств

Коррекционно-развивающие :

-Установление эмоционального контакта

-Развивать навыки коммуникации

-Сенсорное развитие

-Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)

-Стимулирование познавательной активности

-Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка

-Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)

-Формировать фразу (разные типы конструкций).

-Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм

-Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха

Образовательные:

-Развитие познавательной активности ребенка

-Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

-Развитие всех сторон речи.

-Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

Организация образовательной деятельности

специалист Раздел программы Основные направление

логокоррекционной работы Содержание работы

в семье

Речевое развитие Коррекция нарушений

Логопед Развитие артикуляционной моторики Общие артикуляционные упражнения: «Улыбка»,

«Трубочка», «Заборчик»,

«Лопаточка», «Почистим верхние и нижние зубы» Самомассаж языка, губ:

-«Накажем непослушный язычок»;

-«Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

-артикуляционное упражнение

«Расческа».

Дыхательная гимнастика. Выполнение артикуляционной гимнастики

Формирование звукопроизношения Уточнить произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы Закрепление

произношения звуков

Развитие фонематического слуха Развивать фонематическое восприятие.

Обучать идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку,

издаваемому этим предметом). Знакомить с играми, показ занятий

Развитие слоговой структуры слова Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивание, отхлопывание). Познакомить со словарём.

Совместный подбор иллюстративного материала

Обогащение словаря Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме: Овощи, Фрукты, Сад-огород, Посуда, Обувь, Дикие животные существительные: название предметов, их части

прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий, цвет: синий, красный, зелёный, желтый, мохнатый, деревянная, чайная…

форма: круг, квадрат

величина: большой, маленький; высокий-низкий… Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала

Формирование грамматических конструкций -уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:

«Овощи», «Фрукты», «Сад.

Огород», «Осень», «Одежда»,

«Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия;

-учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие);

-учить понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными;

-учить различать пространственное отношение предметов, выраженных

предлогами: в, на, под; Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала

Развитие связной речи Введение в речь слов- указателей (тут, там, вот, это) Обучение согласованию существительных с

прилагательными, существительных с местоимениями (Дай мяч. На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с

просьбами ко взрослым: дай, на. Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком

Развитие психологической базы речи «Угадай кто сказал?»

«Чего не стало?»,

— расширение объема зрительной памяти;

Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку: круглые, овальные и

др. Знакомство с играми

Психолого-педагогическое сопровождение

Педагог-психолог Эмоционально- личностное

развитие -формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях, повышать самооценку;

-учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. «Песочная терапия»

«Сказкотерапия»

«Музыкотерапия» (релаксация,

рисование под музыку, музыкально- подвижные игры, пластическая

драматизация под музыку)

Развитие психических процессов -формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;

-развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;

-развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем

внимания. «Найди домик для животного» («Коробка форм»)

«Поставь матрешек по росту»

(Матрешка 4-

составная)

«Покажи и назови»

Воспитатель Ознакомление с окружающим миром:

1)ребенку о самом себе и окружающих людях;

2)ребенок и окружающий мир -закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте;

-продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;

-учить различать и называть «Волшебное зеркало»

«Овощи», «Фрукты»,

«Что где растет?»,

«Чьи детки»,

«Животные»

«Фиолетовый лес»

овощи, фрукты, ягоды

- расширить кругозор на тему

«осень»; расширять представления о диких животных и их детенышах

(особенности их поведения, передвижения; питание);

РЭМП - учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.

-учить согласовывать числительное «один» и наречие

«много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой- маленький) _

-учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.

-временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь) «Один – много»

«Найди в комнате много одинаковых предметов»

«Принеси несколько предметов»

«Покажи несколько предметов»

«Блоки Дьенеша»

«Цвет и форма»

«Геометрическое лото»

«Сравни и подбери»

«Палочки Кюизенер»

«Сравниваем противоположности»

«Куда укатился мяч»

«Куда спрятался мишка»

«Чудесный мешочек» с геометрически

фигурами, мелким раздаточным

материалом.

Развитие мелкой моторики Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук.

Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.

Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные, не поворачивая

лист бумаги. Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи»

«Фрукты» «Осень».

«Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс»,

«Моталки»,

«Прищепки»,

«Кистевые

эспандеры», Коврик

«Травка»,

Упражнения с рифленым мячиком.

«Волшебный мешочек с мелкими

предметами»

Пальчиковый театр по сказке «Колобок»,

«Изобразительная деятельность (рисование, лепка,

аппликация)

Музыкальный руководитель Развитие ритма и ритмического слуха -вызвать интерес к разным вида музыкальной деятельности;

-формировать культуру слушания музыка;

-формировать музыкально- ритмические умения и навыки. «Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т. д.

Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик,

треугольник и т. д.

Логоритмика -воспитывать чувство ритма;

-вырабатывать точность и четкость движений;

-нормализация мышечного тонуса;

-координировать речь с

движениями и музыкой. -ходьба со сменой ритма;

-работа над

координацией и переключаемостью движений.

Инструктор по физической культуре Развитие основных движений -формировать правильную осанку;

-развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;

-учить ползать, подлезать, перелезать через предметы. Корригирующая ходьба;

«Перешагни грибы»,

«Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т. д.

Развитие физических качеств -развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость;

-развивать пространственную ориентировку. Подвижные игры и упражнения.

II. Содержательный раздел

План работы сотрудничества с семьей

образовательную деятельность с детьми консультации

Совместная проектная деятельность

Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка

самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) -получать онлайн консультации специалистов;

-участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ

-Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства);

-Информирование

родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация

выставок детского

творчества, создание памяток, переписка по электронной почте);

Организационный раздел ИОМ

Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Направление работы Кол-во занятий в неделю

Форма проведения Ф. И. О.

специалиста Примечание

Педагогическая помощь

2 занятий Групповые занятия

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Воспитатели : Пон., чт.

Психологическая помощь 2 занятия в неделю Индивидуальные занятия Психолог : Ср., пят.

Физкультурные занятия

3 занятия в неделю

Групповые занятия Воспитатель Пн., ср. (на улице) чет.

Условия для развития ребенка Материально-технические условия

-Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками.

-пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.

Архитектурная среда и учебное пространство

-компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);

-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д. ;

-погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);

-музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;

-реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

-Книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

-Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

-Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (игры Мерсибо)

-Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

-Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры

подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

-Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность, разнообразные массажёры.

В группе имеется уголок психологической разгрузки; уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.

Специальное оборудование

-уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,

-игрушки для обыгрывания стихов, потешек,

-карточки с изображением правильной артикуляции звуков,

-схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков,

-индивидуальные зеркала для обучающихся

-раскраски по лексическим темам;

-для развития глазодвигательных функций лабиринты

-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.)

-предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)

-кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

-дидактический материал необходимый для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности

Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.

1. Н. В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособие для учителя. – М. : ВЛАДОС, 2004.

3. Куражева Н. Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011

4. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е. В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011

5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М. : МГППУ, 2012. — 156 с.

6. Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М. : издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.

"Согласовано"

Председатель ППк

Воспитатели :

О. Ф. Лазарева

О. Ф. Лазарева Ф. И. О.

Педагог-психолог:

Н. Д. Чарикова

С планом работы ознакомлен. Родитель:

Ф. И. О.

Литература

1. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов : учебное пособие / И. Ю. Исаева. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 116 с.

2. Горбачева Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития. // дошкольная педагогика/май/2008 №4 – с. 37-38.

3. Лаврова Г. Н. «Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения». Челябинск 2003

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построенияИндивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития: – овладение конкретным человеком способами организации.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возрастаИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент)Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент) Проектная деятельность - Педагогическая технология Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 09:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Лазарева Ольга (УИ 3272373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД