Лазарева Ольга
Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Гнилуша Задонского муниципального района Липецкой области
Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 2022-2023 уч. г.
Маршрут разработали : педагог-психолог Н. Д. Чарикова
Воспитатель О. Ф. Лазарева
Пояснительная записка
Темочки:
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.
От современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В работе с ребенком использованы образовательные технологии:
Технология игрового обучения
Компьютерные
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)
Технология развития связной речи
Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика).
ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения.
Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Ф. И ребенка
Дата рождения 01.02.2016
Возрастная группа старшая
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях общеразвивающей группы.
Общие сведения Ф. И. О. родителей (законных представителей)
Ф. И. О. воспитателей Лазарева Ольга Фёдоровна
Ф. И. О. специалистов сопровождения педагог-психолог Чарикова Наталья Дмитриевна
Заключение и
рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование:
нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования для детей с ТНР
Общие задачи на период реализации ИОМ Создание коррекционно-педагогических условий для
обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной
деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально- волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации
нарушений в развитии.
Режим пребывания
ребенка в ОУ группа полного дня
Взаимодействие специалистов ОУ Воспитатель
Педагог-психолог
Характеристика проблем ребенка.
Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:
Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждается в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития познавательных процессов:
восприятия (цвет, форма, величина);
внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);
памяти (зрительная, слуховая);
низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).
Логопедическое обследование дало следующий результат:
Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка
Мониторинговые:
-Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
-Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно- развивающей программы
Воспитательные :
-Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
-Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
-Воспитание положительных личностных качеств
Коррекционно-развивающие :
-Установление эмоционального контакта
-Развивать навыки коммуникации
-Сенсорное развитие
-Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)
-Стимулирование познавательной активности
-Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка
-Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)
-Формировать фразу (разные типы конструкций).
-Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм
-Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха
Образовательные:
-Развитие познавательной активности ребенка
-Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
-Развитие всех сторон речи.
-Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
Организация образовательной деятельности
специалист Раздел программы Основные направление
логокоррекционной работы Содержание работы
в семье
Речевое развитие Коррекция нарушений
Логопед Развитие артикуляционной моторики Общие артикуляционные упражнения: «Улыбка»,
«Трубочка», «Заборчик»,
«Лопаточка», «Почистим верхние и нижние зубы» Самомассаж языка, губ:
-«Накажем непослушный язычок»;
-«Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;
-артикуляционное упражнение
«Расческа».
Дыхательная гимнастика. Выполнение артикуляционной гимнастики
Формирование звукопроизношения Уточнить произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы Закрепление
произношения звуков
Развитие фонематического слуха Развивать фонематическое восприятие.
Обучать идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку,
издаваемому этим предметом). Знакомить с играми, показ занятий
Развитие слоговой структуры слова Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивание, отхлопывание). Познакомить со словарём.
Совместный подбор иллюстративного материала
Обогащение словаря Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме: Овощи, Фрукты, Сад-огород, Посуда, Обувь, Дикие животные существительные: название предметов, их части
прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий, цвет: синий, красный, зелёный, желтый, мохнатый, деревянная, чайная…
форма: круг, квадрат
величина: большой, маленький; высокий-низкий… Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала
Формирование грамматических конструкций -уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:
«Овощи», «Фрукты», «Сад.
Огород», «Осень», «Одежда»,
«Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия;
-учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие);
-учить понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными;
-учить различать пространственное отношение предметов, выраженных
предлогами: в, на, под; Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала
Развитие связной речи Введение в речь слов- указателей (тут, там, вот, это) Обучение согласованию существительных с
прилагательными, существительных с местоимениями (Дай мяч. На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с
просьбами ко взрослым: дай, на. Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком
Развитие психологической базы речи «Угадай кто сказал?»
«Чего не стало?»,
— расширение объема зрительной памяти;
Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку: круглые, овальные и
др. Знакомство с играми
Психолого-педагогическое сопровождение
Педагог-психолог Эмоционально- личностное
развитие -формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях, повышать самооценку;
-учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. «Песочная терапия»
«Сказкотерапия»
«Музыкотерапия» (релаксация,
рисование под музыку, музыкально- подвижные игры, пластическая
драматизация под музыку)
Развитие психических процессов -формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;
-развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;
-развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем
внимания. «Найди домик для животного» («Коробка форм»)
«Поставь матрешек по росту»
(Матрешка 4-
составная)
«Покажи и назови»
Воспитатель Ознакомление с окружающим миром:
1)ребенку о самом себе и окружающих людях;
2)ребенок и окружающий мир -закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте;
-продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;
-учить различать и называть «Волшебное зеркало»
«Овощи», «Фрукты»,
«Что где растет?»,
«Чьи детки»,
«Животные»
«Фиолетовый лес»
овощи, фрукты, ягоды
- расширить кругозор на тему
«осень»; расширять представления о диких животных и их детенышах
(особенности их поведения, передвижения; питание);
РЭМП - учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.
-учить согласовывать числительное «один» и наречие
«много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.
-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой- маленький) _
-учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
-учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.
-временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь) «Один – много»
«Найди в комнате много одинаковых предметов»
«Принеси несколько предметов»
«Покажи несколько предметов»
«Блоки Дьенеша»
«Цвет и форма»
«Геометрическое лото»
«Сравни и подбери»
«Палочки Кюизенер»
«Сравниваем противоположности»
«Куда укатился мяч»
«Куда спрятался мишка»
«Чудесный мешочек» с геометрически
фигурами, мелким раздаточным
материалом.
Развитие мелкой моторики Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук.
Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.
Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные, не поворачивая
лист бумаги. Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи»
«Фрукты» «Осень».
«Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс»,
«Моталки»,
«Прищепки»,
«Кистевые
эспандеры», Коврик
«Травка»,
Упражнения с рифленым мячиком.
«Волшебный мешочек с мелкими
предметами»
Пальчиковый театр по сказке «Колобок»,
«Изобразительная деятельность (рисование, лепка,
аппликация)
Музыкальный руководитель Развитие ритма и ритмического слуха -вызвать интерес к разным вида музыкальной деятельности;
-формировать культуру слушания музыка;
-формировать музыкально- ритмические умения и навыки. «Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т. д.
Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик,
треугольник и т. д.
Логоритмика -воспитывать чувство ритма;
-вырабатывать точность и четкость движений;
-нормализация мышечного тонуса;
-координировать речь с
движениями и музыкой. -ходьба со сменой ритма;
-работа над
координацией и переключаемостью движений.
Инструктор по физической культуре Развитие основных движений -формировать правильную осанку;
-развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
-учить ползать, подлезать, перелезать через предметы. Корригирующая ходьба;
«Перешагни грибы»,
«Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т. д.
Развитие физических качеств -развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость;
-развивать пространственную ориентировку. Подвижные игры и упражнения.
II. Содержательный раздел
План работы сотрудничества с семьей
образовательную деятельность с детьми консультации
Совместная проектная деятельность
Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка
самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) -получать онлайн консультации специалистов;
-участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ
-Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства);
-Информирование
родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация
выставок детского
творчества, создание памяток, переписка по электронной почте);
Организационный раздел ИОМ
Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Направление работы Кол-во занятий в неделю
Форма проведения Ф. И. О.
специалиста Примечание
Педагогическая помощь
2 занятий Групповые занятия
Индивидуальные занятия
Подгрупповые занятия
Воспитатели : Пон., чт.
Психологическая помощь 2 занятия в неделю Индивидуальные занятия Психолог : Ср., пят.
Физкультурные занятия
3 занятия в неделю
Групповые занятия Воспитатель Пн., ср. (на улице) чет.
Условия для развития ребенка Материально-технические условия
-Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками.
-пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.
Архитектурная среда и учебное пространство
-компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д. ;
-погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
-музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
-реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
-Книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
-Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
-Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (игры Мерсибо)
-Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
-Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры
подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
-Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность, разнообразные массажёры.
В группе имеется уголок психологической разгрузки; уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.
Специальное оборудование
-уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,
-игрушки для обыгрывания стихов, потешек,
-карточки с изображением правильной артикуляции звуков,
-схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков,
-индивидуальные зеркала для обучающихся
-раскраски по лексическим темам;
-для развития глазодвигательных функций лабиринты
-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.)
-предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)
-кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры
-дидактический материал необходимый для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности
Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.
1. Н. В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособие для учителя. – М. : ВЛАДОС, 2004.
3. Куражева Н. Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011
4. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е. В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М. : МГППУ, 2012. — 156 с.
6. Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М. : издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
"Согласовано"
Председатель ППк
Воспитатели :
О. Ф. Лазарева
О. Ф. Лазарева Ф. И. О.
Педагог-психолог:
Н. Д. Чарикова
С планом работы ознакомлен. Родитель:
Ф. И. О.
Литература
1. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов : учебное пособие / И. Ю. Исаева. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 116 с.
2. Горбачева Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития. // дошкольная педагогика/май/2008 №4 – с. 37-38.
3. Лаврова Г. Н. «Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения». Челябинск 2003