Наталья Башминова
Индивидуальный коррекционный маршрут для ребёнка с ОНР II уровня, с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный коррекционный маршрут для ребёнка с ОНР II уровня, с ЗПР
.И. ребенка. Дата рождения.
Характеристика речевого развития ребенка.
Общее звучание речи: Разборчивость речи нарушена, речь нечеткая, невнятная, мало понятна для окружающих.
Особенности словарного запаса: Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики. Наблюдается незначительное количество прилагательных, неточность глагольного словаря. Не умеет подбирать антонимы к словам. Затрудняется в объяснении слов в переносном значении. Испытывает трудности в актуализации словаря- с трудом подбирает родственные слова, заменяет по ситуативному сходству.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Особенности грамматического строя речи: В речи использует простые малораспространенные предложения, состоящие из 2-3 слов. Наблюдаются аграмматизмы при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовании глаголов с личными местоимениями в лице, числе. Не умеет самостоятельно образовывать глаголы движения с помощью приставок. Испытывает трудности в образовании относительных и притяжательных прилагательных.
Особенности связной речи: Низкий уровень сформированности. Составление рассказа по картинке заключается в перечислении знакомых объектов. Сюжетная линия не прослеживается. Пересказ текста выполняет с помощью логопеда только после многократного прочтения и тщательного разбора содержания. Речевая недостаточность проявляется во всех компонентах речи.
Особенности слоговой структуры речи: Слоговая структура речи и звуконаполняемость нарушена: отмечаются перестановки слогов, звуков, пропуски звуков и слогов, сокращение звуков при стечение согласных.
Особенности фонематического восприятия: Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.
Звукопроизношение: Нарушено произношение всех групп звуков. Ведущая рука – правая.
Заключение: ОНР II уровня, ЗПР
Коррекционно-развивающая работа.
логопедические занятия подразделяются на:
- подгрупповые;
- индивидуальные.
Проводятся занятия (подрупповые) следующих видов:
• по накоплению формированию лексико-грамматических категорий -1 занятие в неделю;
• по развитию связной речи – 1 занятие в неделю
• по формированию фонетико-фонематических категорий – 2 занятия в неделю;
• занятие длится 25 мин.
Направление работы
Содержание
РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Для развития понимания речи использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов, пользуясь словами «покажи», «положи», «принеси», «возьми».
Расширять фразы обращения: «Покажи, где красный карандаш», «Подойди, если повязала шарф».
Учить различать:
- слова, сходные по звучанию (несет – везет);
-действия, близкие по ситуации (вяжет – шьет);
-действия и признаки, противоположные по значению (открой – закрой);
- действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает – купается).
Различать с использованием парных картинок:
- действия, выраженные глаголами (ед. и мн. Числа –плывет-плывут)
- м. и ж. род прош. вр. ед. числа (Валя пел- Валя пела);
- падежные формы (где малыш надевает шубу – где малышу надевают шубу)
- пространственные отношения предметов, выраженные предлогами в, на, под.
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ - Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
-Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
-Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
-Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
- Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
- Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
- Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Называть:
- имена близких людей, друзей, кукол, состоящие из 2-х слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова);
- односложные слова типа: суп, сок;
- двусложные слова с ударением на первом слоге (лапа, сани);
- трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, ягоды).
Наращивать к части слова один и тот же слог (лягуш—ка, катуш—ка).
Усвоение первоначальных навыков словообразования (сначала на слух) :
- слова с уменьшительно-ласкательным значением (домик, носик).
Учить подбирать названия:
- Субъектов к названиям действий (идет (кто) - ….,
-Действий к названиям субъектов (машина (что делает) - ….)
-Признаков к названию предмета (мяч (какой) -)
Учить овладевать навыками передачи связей слов с помощью продуктивных окончаний:
- Согласовывать гл. и сущ. в числе и лице,
- Сопоставлять различные формы слова (упал – упала,
-Образовывать падежные формы сущ. ед. и мн. Числа (стол-столы)
- Составлять простые предложения по модели: Кто? Что делает?
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
-Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
- Закрепить навык мягкого голосоведения.
- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
- Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
-Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
-Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬЮ СЛОВ
- Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
-Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
-Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
-Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
-Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.
МОТОРИКА -Общая: создание условий для совершенствования переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных упражнений.
-Мелкая: создание условий для совершенствования статической и динамической координации движений.
-Артикуляционная: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и легкость (без подергивания, дрожания, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому
- Развитие дыхания: сформировать сильный, плавный ротовой выдох.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ 1. Обучение правильному произношению звуков раннего и среднего онтогенеза: вызывание отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация.
2. Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
3. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
4. Устранение назального оттенка голоса.
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Тубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р,Р’ : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
2. Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др.
3. Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.
4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
5. Постановка звука.
Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.
Постановка звуков в такой последовательности: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А, Э, О, Ы, У, И,Я, Е, Ё, Ю, Й СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Ф, С, Ш, Щ, П, Т, К, Ц, В, З, Ж, Б, Д, Г, Л,Р,М,Н
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
Способ постановки смешанный.
6. Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
• в слогах
• в словах
• в предложениях
7. Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ -Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
-Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
- Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
-Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
- Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
-Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.
- Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.
-Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
- Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
-Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
-Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
-Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме.
-Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.
-Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.
-Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
-Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.
-Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. --- -Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.
-Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.
-Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.
-Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.
Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.
Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.
Календарно – тематическое планирование для ребенка с ТНР (ОНР)
Месяц Неделя Лексическая тема Фонетико-фонематическая сторона речи Грамматический строй речи
Сентябрь
Обследование детей старших групп( 1-3неделя месяца)
4 Осень. Труд взрослых. Звук У Одушевленные и неодушевленные существительные
Октябрь 1 Овощи Звук А Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик, -очк, -ечк.
2 Фрукты Звуки А-У Именительные падеж множественного числа существительных
3 Сад-огород Звук И 3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени
4 Сад-огород Звук Н Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
Ноябрь 1 Лес, грибы, ягоды, деревья Звук П Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ
2 Перелет
ные птицы Звук Т Глаголы прошедшего времени единственного числа
3 Одежда Звук К Винительный падеж единственного числа существительных.
4 Обувь, головные уборы Звук К-Т Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У
Декабрь 1 Ателье Звуки П-Т Приставочные глаголы
2 Зима. Зимние забавы Звуки П-Т -К Предлог НА
3 Мебель. Части мебели Звук Х Предлоги НА, С
4 Новогодний праздник
Семья. Звуки К-Х Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам
Январь 1
2
3 Зимующие птицы Звук О Предлоги НАД, ПОД
4 Животные зимой. Звук ХЬ Род. падеж мн. числа.
Февраль 1 Почта Звук ПЬ Пересказ сказки «Три медведя» с опорой н на серию картинок с элементами драматизации
2 Транспорт ЗВУК ТЬ Пересказ отрывка из сказки «Сказка о золотой рыбки» с опорой на сери. картинок
3 Комнатные растения Звук КЬ Род имен существительных
4 Наши защитники. Масленица. Звук Ы Понятие «ПРИЗНАК»
Март 1 Весна. День рождения весны Звуки И-Ы Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок
2 Праздник
8 Марта Звук ЛЬ Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-
3 Профессии Звуки ЛЬ-Й Составление повествовательного рассказа «Скворечник»
4 Наша пища Звук В Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым сюжетным картинкам.
Апрель 1 Откуда хлеб пришел? Звук Ф Относительные прилагательные
2 Посуда Звук ФЬ Относительные прилагательные
3 Мой дом Звук и буква С
Притяжательные прилагательные с суффиксом –й-
4 Домашние животные и их детеныши Звуки СЬ.
Буква С Сравнительная степень качественных прилагательных
Май 1 Наша страна.
Мой родной край. Звук и буква Ш.
Заучивание стихотворения А. К. Толстого «Колокольчики».
2 Человек Звуки С-Ш
Образование прил. от сущ.
(флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении.
3 Насекомые Звук ХЬ Образование глаголов ед. числа во мн. число. Родит. падеж мн. числа.
4 Лето Звук З Употребление прилагательных в сравнительной степени. Образование глаголов прошед. времени.