Анна Морозова
Индивидуальное занятие для ребёнка с ОВЗ (ЗПР) по теме «Овощи и фрукты»
▼ Скачать
Тема занятия: Овощи и фрукты.
Возраст ребёнка:6 лет
Занятие составлено с учётом специфических требований:
- развёрнутое объяснение с опорой на наглядность
- пошаговая инструкция и контроль
- многократное возвращение к уже изученному
- использование технологии подключения анализаторов
- увеличение количества динамических пауз (2 - 3)
Цель: развитие мышления
Задачи:
1. Развивать наглядно-образное, логическое мышление, внимание.
2. Воспитывать стремление помогать другому.
3. Обучать навыкам классификации групп предметов.
Публикация «Индивидуальное занятие для ребёнка с ОВЗ (ЗПР) по теме „Овощи и фрукты“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
4. Помогать запоминать информацию посредством использования различных сенсорных анализаторов.
Оборудование:
Магнитная доска; карточки со схематическим изображением эмоций (грусть, радость, спокойствие, злость); нарисованные на листочках символы овощей и фруктов (схематически изображены яблоко на дереве и огурец на грядке); две корзинки; магниты; муляжи фруктов и овощей; кукла «Незнайка» (или плоскостной вариант героя); картинка с изображением Незнайки и двух кастрюль, картонные изображения овощей и фруктов; карточки с загадками.
Предшествующая работа:
Знакомство с понятиями «овощи», «фрукты»; где они растут; где их можно взять (семена овощей посадить на огороде и собрать урожай, а вот фрукты придётся купить в магазине); какие бывают овощи и фрукты (названия); их отличительные особенности (цвет, форма).
Словарная работа: сладкий, хрустящий, сочный, блюда, салат, суп.
Ход занятия:
Психологический настрой «Выбери лицо».
Ребёнку предлагается из карточек с эмоциями выбрать ту, которая соответствует его настроению и прикрепить её к магнитной доске.
- «Я вижу, настроение у тебя хорошее, надеюсь, и позанимаешься сегодня ты тоже хорошо! Сегодня к нам опять пришёл Незнайка (педагог показывает на куклу, и он совсем не помнит, о чём же мы говорили на прошлом занятии? Помоги ему, пожалуйста. Итак, мы говорили о (обращается внимание ребёнка на листочки с символами, прикреплённые к доске). Правильно, об овощах и фруктах! А помнишь ли ты, где растут овощи? А фрукты? (отв. : в саду, в огороде). Молодец, ты всё помнишь! Незнайке подарили две красивые корзинки. Решил он собрать урожай в саду и в огороде, но не знает, как правильно разложить этот урожай по корзинкам. Дело в том, что в одну корзинку нужно сложить фрукты, а в другую – овощи».
Педагог показывает корзинки и муляжи овощей и фруктов.
«С чего ты начнёшь – с овощей или фруктов? Хорошо, давай начнём с фруктов. Я знаю стихи про фрукты. Я буду читать тебе стихотворение, а ты слушай внимательно, как услышишь название какого-нибудь фрукта – возьми и положи его в корзиночку».(читать медленно)
Запомни, на дереве фрукты растут.
Лимон, апельсин и яблоки тут.
Абрикосы и груши, гранат и хурма,
Персик и слива, мандарин и айва.
«Молодец! А теперь сделаем точно также – я читаю стихи, а ты ищешь овощи и складываешь их в корзину. Про них тоже есть стихотворение:
Что растёт в огороде –
Овощами мы зовём.
Репу, лук, морковь и свёклу,
Помидоры здесь найдём.
Тут сорвём чеснок, капусту,
Картофель, перец, огурцы.
Сварим суп, салат накрошим –
Вот какие молодцы!
Ты постарался, нашёл все нужные овощи. Что мы сейчас сделали? (разложили отдельно фрукты и овощи).
Далее педагог предлагает ребёнку картинку с изображением Незнайки и картонные овощи и фрукты.
«Принёс Незнайка корзинки с собранным урожаем домой и решил сварить себе обед – суп и компот. Только вот беда! Забыл, что нужно для того, чтобы сварить компот, а что нужно для супа. Как ты думаешь, из чего же он сварит суп? Вспомни, какой суп ты ел в детском саду? (борщ, щи) Наверное, этот суп был сварен из очень вкусных фруктов (нет, из овощей) Что? Разве нет? Ах да, ты правильно сказал, суп варят из овощей. А компот? (из фруктов) Давай разберём, что положить в суп, а что – в компот».
Ребёнок разбирает – складывает к одной кастрюле овощи, к другой – фрукты.
Добиваться, чтобы ребёнок произносил названия вслух (закрепление).
«Незнайка не только любит готовить, он ещё любит рисовать в воздухе руками. Мы тоже попробуем: сначала одной рукой нарисуем яблоко (вытянутой рукой в воздухе рисуется круг, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
А теперь, не двигая головой, попробуй нарисовать глазками огурчики (гимнастика для глаз, движения: глаза смотрят вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Затем поменять направление).
Далее физминутка:
Трали-вали, трали-вали (руки на поясе, наклоны вправо и влево)
Мы до яблок доставали (руки вверх, указательный и большой пальцы
соединяются в кольцо)
Яблоки на веточках (разведение рук в стороны, покачивание)
Дотянись-ка, деточка! (вставание на цыпочки)
А из сада – в огород (шагаем на месте)
Сделай быстро поворот! (поворачиваемся вокруг себя)
Там сорви капусту (наклоны вниз)
Обед наш будет вкусным! (поглаживание по животу)
«А ещё Незнайка принёс тебе загадки (достаются карточки с загадками). О чём будут загадки?» (об овощах и фруктах)
Зелёный, полосатенький,
А в серёдке сладенький.
(арбуз)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(помидоры)
Круглое, румяное
Я расту на ветке,
Душистое и сладкое.
Любят меня детки!
(яблоко)
Пришла Таня
В жёлтом сарафане
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать.
(лук)
«Ах, этот Незнайка! Никак он не может догадаться, чем же отличаются фрукты и овощи и чем они похожи. Давай ему опять поможем. Представь, что ешь яблоко. Какое оно на вкус? Как оно пахнет (сочное, сладкое, ароматное – при затруднении помогать) А дыня? Груша? Тоже … (сладкие) Правильно! А овощи? Например, ты ешь морковку, огурец. Они сладкие? (нет) Значит, фрукты, а овощи …
А ещё какие различия? Подумай. (отв. – где растут, что можно приготовить)
А чем они похожи? (При затруднении: я откусываю огурец и яблоко и … хрум-хрум-хрум, какие они? Отв. – хрустящие, сочные)
(например, и овощам и фруктам нужны вода и земля, они являются продуктами питания и пр.)
«Сегодня ты не отвлекался (выполнил все задания, быстро отгадал загадки, умница! О чём мы сегодня с тобой говорили? Что тебе понравилось больше всего? Как твоё настроение – оно осталось прежним или изменилось?
(предлагается снова сделать выбор лица с эмоцией).
Запасной методический приём:
При утомлении ребёнка – убрать последнюю часть (сходства и различия).
Если ребёнок не устал – можно спросить, какие блюда готовят из овощей и фруктов, поиграть в игру «Люблю – не люблю» (педагог перечисляет блюда, а ребёнок, если любит блюдо - хлопает в ладоши 1 раз, если не любит – делает «жест отказа»).