Дрогалина Ольга
«Игрушки». Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с умственной отсталостью, с ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить полученные знания по теме «Игрушки». Развитие коммуникативной функции речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• Стимулировать речевую активность (стремление к речевому общению через игровые ситуации, развитие связной речи);
• Способствовать развитию артикуляционной моторики по подражанию взрослого;
• Формировать умение согласовывать существительные в единственном и множественном числе;
• Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
• Умение согласовывать существительные с числительными от одного до пяти.
Публикация «„Игрушки“, Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с умственной отсталостью, с ОДА» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
• Способствовать развитию длительного сильного выдоха;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать зрительную и слуховую память, координацию движений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать положительную установку на участие в занятии;
• Воспитывать потребность в речевом высказывании с целью общения.
Оборудование:
Ящик, предметные картинки по теме «Игрушки», картинки с изображением артикуляционных упражнений, наборы картинок для игр и упражнений по теме «Игрушки», мешочек, игрушки : чайная чашка, трубочка лопатка, грибок, мяч, надувной шарик.
Ход совместной коррекционной деятельности:
Организационный момент:
Посмотри (имя ребенка, к нам сегодня на занятие пришила гостья (назвать по имени отчеству). Давай с ней поздороваемся (ребенок здоровается, называя педагога по имени отчеству).
Введение в тему:
Сегодня утром почтальон принес мне посылку, в которой лежал вот этот чудесный мешочек. Ты хочешь узнать, что в нём лежит? Достань из мешочка все предметы по очереди, на ощупь определяя, что это.
Ребенок поочередно достает предметы называя их.
Основная часть:
-Посмотри на эти предметы, как можно их назвать одним словом?
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы поговорим об игрушках.
-Расскажи какие игрушки есть у вас в группе, у тебя дома?
-Какая игрушка у тебя самая любимая?
Игра «Прятки»
- способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Игрушки любят играть в прятки. Я прячу одну игрушку, а ты должен догадаться и назвать какую игрушку я спрятала. Закрывай глаза.
(Прятать игрушки по очереди, если ребенок затрудняется ответить, описать предмет)
-А ты помнишь, что наш язычок большой любитель поиграть?
Предлагаю обыграть каждый предмет артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика
Упр. «Чашечка»
- укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка (5-7с)
Крепче чашечку, держи язычок не урони.
Упр. «Трубочка»- укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать в таком положении. (5-7 с.)
А теперь сужаем губы словно дуем, дуем в трубы
Упр. «Лопатка»
- выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (5-7с.)
Язычок наш как лопатка - очень ровный, очень гладкий.
Упр. «Грибок»
-укрепляем мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
На тонкой ножке вырос гриб, он не мал и не велик.
Упр. «Мяч»
-укрепляем боковые мышцы языка.
Поиграю я в футбол и забью с разбега гол
Упр. «Надуваем шар»
-укрепляем мускулатуру щёк.
Я надул воздушный шарик, укусил его комарик
Лопнул шарик не беда! Новый шар надую я.
Упражнение на развитие силы голоса и речевого дыхания
Упр. «Надуваем шар»
- развитие длительного сильного выдоха.
Надуваем шар, продолжительный сильный выдох.
- Посмотри в посылке еще была фотография комнаты одного маленького мальчика, родители ему купили игрушки. Но не знают, как их распределить по комнате.
Игра «Расставим игрушки по своим местам»
- упражнять в понимании и использовании предлогов «на», «под», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительного.
Давай им поможем? Расскажи куда бы ты хотел расставить игрушки в комнате.
Ребенок расставляет игрушки, словесно поясняя свои действия, правильно употребляя предлоги в речи.
Скажи тебе нравится, когда у тебя много игрушек или тебе достаточно одной игрушки?
Игра «У меня»
- умение согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Педагог предлагает поиграть в игру.
- Я буду выставлять карточки где изображена одна игрушка, а ты, где много таких же игрушек.
- Здорово, мы справились!
- Вот сколько много у нас игрушек, давай их посчитаем
Динамическая пауза- упражнение «Игрушки»
На большом диване в ряд
Игрушки Ванины сидят Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполино,
И котёнок, и слоненок. Поочередно загибают пальчики, начиная с большого.
1,2,3,4,5.
Поочередно разгибают пальчики, начиная с большого
Помогаем мы Ванюши
Все игрушки сосчитать. Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.
- Посмотри вот еще мячи, которые мы не сосчитали, давай их тоже посчитаем.
Игра на согласование существительного с числительным «Игрушки»
- упражнять в согласовании существительных с числительными в Р. п. мн. и ед. ч., закрепить основные цвета.
- Послушай, как это буду делать я. Затем предлагаю ребенку продолжить дальше самостоятельно.
Молодец ты справился!
Игра «Найди лишнее»
- формирование навыка классификации объектов по ключевым признакам, зрительного анализа и обобщения. Развивать объём, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.
- Предлагаю рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет. Вывести ребенка на развернутый ответ.
Упражнение «Назови ласково»
-умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Проигрывание упражнения зависит от темпа работы ребенка на занятии.
- А ты знаешь, что игрушки можно называть ласково?
- Давай попробуем.
- Посмотри (показываю картинку с игрушкой, это машина, а ласково
будет -машинка;
-кукла-куколка;
-лопатка-лопаточка;
-мяч-мячик;
-пирамида-пирамидка.
- А сейчас ты сам (ма) попробуй назвать игрушки ласково.
Упражнение «Уберем игрушки в коробку»
- формировать правильное удерживание карандаша, точность в обведении, зрительное восприятие, сосредоточенность и внимание.
Итог:
- Наша игра с тобой подходит к концу, давай вспомним, в какие игры мы с тобой сегодня играли?
- Сколько мы сегодня игр проиграли (показываем жестом, подкрепляя словом «Много».
- Какие мы молодцы! (показываем жестом)
- А сейчас нам пора прощаться.
- Давай попрощаемся друг с другом и с нашей гостьей (жест прощания).