Приложение МААМ

Индивидуальный образовательный маршрут по сенсорному развитию

Анна Михайловна Шухрова
Индивидуальный образовательный маршрут по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуально образовательный маршрут по сенсорному развитию

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям : чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут по сенсорному развитию» размещена в разделах

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В программе представлены специальные игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, на выкладывание, с бумагой, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

1.1.1 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы

Цель программы – формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины.

Основные задачи:

Развитие зрительных ощущений : учить различать цвет, форму, величину предмета.

Развитиетактильной чувствительности : учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

• Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы программы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

1.1.3 Значимые характеристики Программы

Новизна программы заключается в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Педагогическая целесообразность : овладение умениями воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей раннего возраста.

Программа предназначена для детей от 2 до 3 лет.

Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Основными формами работы является учебно-практическая деятельность. В основе обучения лежат индивидуальные занятия детьми.

Используются следующие формы работы на занятиях: Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);

• Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-воспитанник»;

• Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами.

Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа.

1.2 Планируемые результаты освоения

Предполагаемый результат программы:

Развитие мелкой моторики пальцев.

Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие сенсорного восприятия окружающего мира

Для первоначальной диагностики используются следующие формы:

наблюдение;

практическая работа.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Проектирование реализации Программы в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

Перспективный план по сенсорному развитию детей от 2до 3 лет.

Месяц Занятие Цель Оборудование, материалы

Октябрь Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало Программы Игрушки и игры с уголка сенсорики

«Мозаика» Учить составлять узоры. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать умение играть в коллективе. Пластины, мозаика

«Матрешка» Учить детей разбирать и складывать матрешки. Развивать мелкую мускулатуру рук. Матрешки

«Найди пару» Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение после игры убирать игру на место. Карточки с рисунками (варежки, шарики) разного цвета.

Ноябрь «Пирамидка» Учить детей надевать колечки разного цвета на стержни. Развивать координацию движения рук. Пирамидка с колечками.

«Укрась чайник» Учить детей находить кружочек определенного цвета. Развивать мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к игре. Картонные чайники, кружочки разных цветов.

«Закрой окошко» Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств величины и формы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать усидчивость. Доски с отверстиями, вкладыши (круги, квадраты)

«Найди свой домик» Учить находить карточку (кружок) определенного цвета, определенной величины. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе. Карточки с отверстиями разного цвета и величины, вкладыши – круги, маленькие и большие, красные, желтые, зеленые, синие.

Декабрь «На лесной полянке» Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать умение играть дружно, уступать друг другу. Юбка по сенсорике.

«Посади бабочек на цветочки» Учить соотносить предметы по цвету. Картонные и бабочки цветочки.

«Солнышко смеется» Учить детей находить прищепки желтого цвета и прицеплять их на солнышко. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать ритмичность. Солнышко, прищепки.

«Кубы» Учить находить определенную форму. Развивать мелкие мышцы пальцев, зрительную память. Воспитывать усидчивость. Кубы с отверстиями, вкладыши.

Январь «Спрячь мышку» Учить детей находить карточку определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Картонная карточка с изображением мышки, карточки разных цветов, игрушка-мышка.

«Змейка» Развитие мелкой моторики рук. Бусинки, веревочка

Февраль «Найди на ощупь» Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.

Ёмкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

«Собери цепь» Учить детей соединять колечки. Развивать мелкую моторику рук. Колечки разного цвета.

«Какого цвета бабочки» Учить узнавать и правильно называть основные цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать усидчивость. Картонные бабочки разных цветов.

«Умные шнурочки» Учить нанизывать шнурки в дырочки. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать аккуратность, подвижность рук. Картонные рисунки с дырочками, разноцветные шнурки.

Март «Погладь меня» Развивать тактильные ощущения. Воспитывать желание сохранить интерес к заданию. Книжка с разными поверхностями.

«Подбери платье» Учить узнавать и правильно называть определенный цвет. Развивать зрительную память. Воспитывать уверенность в себе. Силуэты девочек из картона. Платья разного цвета.

«Пересыпание ложкой» Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Горох, ложки, глубокие емкости.

«Собери бусы» Закреплять умение группировать предметы по цвету, величине, учить нанизывать бусы на нитку. Нитки, деревянные бусы большие и маленькие.

Апрель «Домино» Учить находить домино определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение после игры убирать игрушки на место. Домино с разными цветами.

«Пирамидка» Учить детей собирать и разбирать пирамидку из стаканчиков. Развивать у детей сенсорный опыт. Воспитывать умение играть спокойно, тихо. Пирамидка из стаканчиков

«Найди пару» Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение играть вместе, дружно. Картонные блюдца и чашки разных цветов.

«Паровоз» учить складывать паровоз из нескольких вагонов, прикреплять колеса. Развивать моторику рук. Воспитывать положительное отношение к игре. Паровоз картонный, вагоны.

Май «Воздушные шары» Учить находить белые и черные цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе. Узкие полоски картона и кружки шести цветов.

«Строим дорожку» Учить детей находить предметы определенного цвета, чередовать цвета, соединять мозаику. Развивать внимание. Воспитывать интерес к играм. Крупная мозаика.

«Собери рисунок» Учить детей собирать одно целое из нескольких частей. Развивать мелкую мускулатуру рук. Воспитывать усидчивость. Картонные разрезные рисунки.

Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорики.

2.2. Содержание педагогической работы по Программе

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. У ребёнка появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Более свершенной становится координация движений рук под контролем глаз.

На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.

Диагностика в начале года необходима для определения уровня знаний детей в области сенсорных эталонов с целью дальнейшего развития и планирования индивидуальной работы. Важно на данном этапе сформировать у дошкольников эмоционально положительный настрой. При знакомстве с цветами, важно научить отличать этот цвет от других, уметь находить предметы изучаемого цвета в групповом пространстве. Благодаря указанным играм ребенок научится сравнивать предметы, убирать лишнее, будет учиться ориентироваться в пространстве. Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира. Очень важно научить детей сравнивать предметы по форме и цвету, учить устанавливать общее свойство, группировать предметы, все это способствует развитию мышления как одного из важных мыслительных процессов, воображения и логики. Знакомство с еще одной плоскостной геометрической фигурой расширит кругозор малыша, покажет, что предметы окружающего мира могут иметь разнообразную форму и цвет, которые к тому же можно сосчитать. Благодаря этому одновременно с ознакомлением развивается и восприятие, и мышление ребенка. Развивается наблюдательность детей, благодаря поиску парных предметов в живой природе и предметном мире.

2.3. Методы и приёмы, используемые на занятиях

Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий мной была выбрана игровая форма, тем самым я активизирую детей на лучшие результаты их деятельности. На занятиях регулярно используются наглядные, словесные и практические методы. Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление). На занятиях применяются множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения. Применяемый мною метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Детали крупной мозаики. Шаблоны, прищепки. Игрушки разной величины с уголка сенсорики. Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Пирамидки. Шнурки, бусы. Домино. Матрешки. Карточки с разными рисунками. Картонные чайники, блюдца, бабочки, цветочки, мышки, паровоз. Кубы, доски с отверстиями и вкладышами к ним. Счетные палочки. Книжка с разными поверхностями. Бизиборт.

3.2. Обеспеченность программы методическими материалами

Список использованной литературы:

1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.

3. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002.

4. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.

5. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006.

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент)Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент) Проектная деятельность - Педагогическая технология Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми 5–6 лет «Детям о Великой Отечественной войне» Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми по теме: «Детям о Великой Отечественной войне» (возраст 5-6 лет).

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Берегите бумагу” Образовательная область: познавательное.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Путешествие в страну Транспорта» образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Путешествие в страну Транспорта». Уважаемые родители.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут по сенсорному развитию
Опубликовано: 28 октября 2020 в 21:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут по сенсорному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Анна Михайловна Шухрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД