Зоя Ивановна Гавриленко
Индивидуальная работа с детьми по обучению игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы: актуальность обучения игре в шахматы – формирование инновационного общества умеющего думать, решать задачи.
Новизна: представляемого, как удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитывает развитие профессиональной активности педагога.
Идея: в современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта, компьютерными играми и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственным.
Цель кружка «Первые шаги в мир шахмат»: Прививать детям устойчивый интерес к шахматам и умение играть в шахматы.
Публикация «Индивидуальная работа с детьми по обучению игре в шахматы» размещена в разделах
Формирование знаний по образовательным областям:
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
3-4 года. Развитие интереса к различным видам игр.
Формировать умение собирать картинку из 2-х частей.
4-5 лет. Продолжать развитие и обогащать интерес к игре «Шахматы»
Формировать умение подбирать предметы и атрибуты к игре «Шахматы»
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым и смелым
5-6 лет. Развивать умения согласовано подготавливать необходимые условия для игр «Шахматы»
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими
6-7 лет. Развитие самостоятельности в организации игр «Шахматы», выполнения правил и норм поведения. Формирование умение спокойно отстаивать свое мнение. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение друг к другу
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Количество
3-4 года: Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.
4-5 лет: Формировать представление порядковом счете, учить правильно пользоваться количественным и порядковым счетом, н-р: 3:1, 5:5, ничья и т. д.
5-6 лет: Упражнять детей в понимании того, что число это очки в игре.
6-7 лет: Закреплять понимание отношений между числами (очки) –выиграл, проиграл, ничья.
Величина.
3-4 года: Сравнивать предметы по признаку величины – выше, ниже, одинаковой высоты.
4-5 лет: Совершенствовать умение сравнивать по величине и толщине путем наложения и приложения шахматных фигур.
5-6 лет:Развивать глазомер при движении шахматных фигур на шахматном поле.
6-7 лет. То же
Форма.
3-4 года. Познакомить с геометрическими фигурами: шахматное поле- квадрат, шахматные фигуры – прямоугольник, треугольник.
4-5 лет. Тоже.
5-6 лет. Тоже.
6-7 лет. Тоже.
Ориентировка в пространстве.
3-4 года. Развивать умение пространственное ориентирование и направления от себя. Различать правую и левую руку.
4-5 лет. Двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз)
5-6 лет. Двигаться в заданном направлении меняя его по ходу шахматных фигур.
6-7 лет. Учить «читать» простейшую визуальную информацию на шахматной доске и принять решение движения по шахматной доске.
Ориентировка во времени.
3-4года. Познакомить с часами для шахмат
4-5 лет. Дать представление о времени для игры в шахматы.
5-6 лет. Познакомить с использованием часов для игр в шахматы.
6-7 лет. Тоже.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
3-4 года. Вовлекать детей в разговорную речь во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций о шахматах.
4-5 лет. Способствовать развитию любознательности, учить участвовать в беседе, играх.
5-6 лет. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогами и другими детьми разнообразные впечатления о игре в «шахматы».
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
6-7 лет. Приучать детей- будущих школьников- проявлять инициативу с целью получения новых знаний о шахматах.
Формировать умение вести диалог между игроками.
Учить быть доброжелательным и корректным игроком.
Загадки, спрятанные под цифрами…
1. Кто самый главный в шахматной игре? (Король)
2. Самая сильная и быстрая фигура, какая? (Ферзь)
3. Какая форма у шахматной доски? (квадратная)
4. Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
5. В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
6. По клеткам какого цвета ходят Короли? (черного и белого)
7. Перепрыгивает ли Король через фигуры? (нет)
8. Можно ли побить Короля? (нет)
9. По каким полям ходит Ферзь: белым или черным? (и по белым и по черным)
10. Какие фигуры располагаются в углах доски (ладьи)
11. Какая фигура выше: пешка или Ладья (Ладья)
12. По клеткам какого цвета ходит Ладья (и по белым и по черным)
13. Перепрыгивает ли конь через фигуры (да)
14. По клеткам какого цвета ходят кони (и по белым и по черным)
15. По клеткам какого цвета ходят пешки? (и по белым и по черным
16. Может ли пешка перепрыгивать через фигуры? (нет)
17. На сколько сторон может бить пешка? (на две)
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Рисование.
3-4 года. Учить закрашивать шахматные фигуры не выходя за линии (карандашами).
4-5лет. Учить обводить шахматные фигуры и закрашивать не выходя за линии (красками, гуашью).
5-6 лет. Продолжать совершенствовать умение рисовать шахматные фигуры самостоятельно, соблюдая их пропорции.
6-7лет. Воспитывать самостоятельность, продолжать активно и творчески применять ранее усвоенные способы и приемы.
Лепка.
3-4 года. Побуждать лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (большой- маленький комочки) пешки.
4-5 лет. Закреплять приемы лепки, освоенные ранее, учить прищипыванию легким оттягиванием всех краев от сплюснутого комочка пластилина шахматной фигуры – пешка, слон.
5-6 лет. Продолжать учить лепить и сглаживать поверхности формы, делать предметы устойчивыми.
6-7 лет. Продолжать формировать умения создавать выразительные образы шашечных фигур – король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка, и создавая и сюжетные и коллективные композиции.