Шамакович Ольга Васильевна
Логико-математическое развитие детей 6–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Индивидуальная программа
профессионального самообразования
Тема: «Логико-математическое развитие детей 6-7 лет».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019г.
Дата окончания работы над темой: май 2020г.
Возраст детей 6-7 лет.
Цель: становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности.
Задачи:
Публикация «Логико-математическое развитие детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Стимулировать:
Самостоятельное составление детьми логических задач на классификацию по совместимым свойствам.
Преобразование предметов в уме.
Построение двухсторонних лесенок.
Определение места числа в числовом ряду. Называние вариантов состава чисел.
Прогнозируемый результат: дети умеют пользоваться знаками-символами, в том числе с отрицанием свойств; оценивать и сравнивать количества и величины, пользуясь числами; классифицировать и упорядочивать объекты по разным основаниям; обобщать по разным признакам; объяснять правомерность действий.
Актуальность: детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического математического исследования, является по своей сути логико-математической. С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление плана работы;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- изучение методической литературы по теме «Логико-математическое развитие детей 6-7 лет»;
- изучение опыта коллег по теме «Логико-математическое развитие детей 6-7 лет»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Логико-математическое развитие детей 6-7 лет».
3 этап (сентябрь – май)
Поквартальное распределение содержания логико-математического развития детей 6-7 лет.
Игры, пособия:
1. Блоки Дьенеша.
2. Палочки Кюизенера.
3. Цветные полоски из пособия «Веселые цветные числа».
4. Альбом «Давайте вместе поиграем».
5. Альбом «На золотом крыльце».
6. Альбом «Праздник в стране блоков».
7. Альбом «Спасатели приходят на помощь».
8. Альбом «Посудная лавка».
9. Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.
10. Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
11. Знаки-символы цвета, формы, размера, толщины.
12. Альбом «Поиск затонувшего клада».
13. Альбом «Страна блоков и палочек».
Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Совместная со взрослым
- Анализируем, сравниваем объекты по двум-трем-четырем свойствам, находим одинаковые и разные блоки.
- Разбиваем и группируем блоки по трем признакам.
- Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию.
- «Читаем» схемы, действуем по правилам и сами их составляем: создаем новые конструкции.
- Воссоздаем буквы и цифры из цветных палочек.
- Строим одно- и двухсторонние лесенки, называем числа в прямом и обратном порядке.
- Ищем «потерянные» числа, называем их места в числовом ряду; восстанавливаем лесенки.
Самостоятельная
- Воссоздаем, преобразуем, придумываем и составляем силуэты по мотивам волшебных сказок.
- Сами составляем цифры, буквы, слова из цветных палочек.
- Составляем картинки, преобразуем их, придумываем свои картинки.
Второй квартал (декабрь, январь, февраль).
Совместная со взрослым
- Анализируем, сравниваем объекты по двум-трем-четырем свойствам, находим одинаковые и разные блоки; сами придумываем правила.
- Разбиваем и группируем блоки по трем-четырем признакам.
- Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию.
- Изменяем блоки по двум совместимым свойствам на 4 части.
- Придумываем новые правила классификации по совместимым свойствам.
Самостоятельная
- Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк.
- Сами «читаем» знаки-символы.
- Строим числовые лесенки; составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов.
Третий квартал (март, апрель, май).
Совместная со взрослым
- Разбиваем и группируем блоки по двум-трем-четырем признакам.
- Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию.
- Придумываем и составляем свои схемы и правила.
- Пробуем разбивать блоки по трем совместимым свойствам на 8 групп.
- Придумываем свои логические игры на классификацию по совместимым свойствам.
- Составляем альбом придуманных игр «Логическая копилка».
Самостоятельная:
- Придумываем разные логические игры и играем в них.
- Презентуем альбом «Логическая копилка».
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
• Семинар-практикум «Занимательные математические игры».
• Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей 6-7 лет через логико-математические игры».
Изучение литературы по теме:
1. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников».
2. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников».